Переживание чужой судьбы
В альбоме, авторами-составителями которого стали издатель Михаил Сапего и фотограф Дмитрий Горячев, представлена целая галерея портретов наших соотечественников, запечатленных в декорациях фотосалонов и фотоателье: от начала – до середины прошлого века.
Наверное, у многих из нас дома, в старых альбомах, есть такие фото: за рулем фанерного автомобиля или штурвалом фанерного аэроплана, за веслами бутафорской лодки или в прорези тантамарески, где подлинное – только лицо, А все остальное – мечта. «Достаточно было сунуть физиономию в проделанную в картоне дыру и, пожалуйста, ты – баловень судьбы. И грамотный человек вполне мог испытать особое, хоть и недолговечное, ощущение, переживание чужой судьбы, будь то судьба летчика или водителя авто», – написал художник Виктор Тихомиров.
Писатель Сергей Носов, разглядывая серьезные, иногда даже каменно-серьезные лица взрослых людей, крепко держащих руль картонного автомобиля или снимающихся на фоне намалеванного неправдоподобно прекрасного пейзажа, задается вопросом: «Почему они не улыбаются? Почему так серьезны – в этих забавных и трогательных декорациях?».
«На этих бутафорских фото первой половины XX века – чистые сердцем люди, торжественные и серьезные», – отмечает художник Владимир Шинкарев.
Фотограф Юрий Молодковец размышляет о создании теми фотографами некоей «новой реальности», столь непохожей на тогдашний непростой быт, серую, а порой и опасную жизнь. А эта картонная, бутафорская, прекрасная «реальность» транслирует всем и каждому единственную мысль: «Люди! Будьте лучше, живите в лучшем мире!».
После нас, возможно, тоже останутся подобные фото – тантамарески сейчас снова в моде. Но мы не высовываем в прорезь серьезное лицо. Мы теперь корчим рожи, особенно когда делаем селфи. Нам не нужна картонная бутафория. При желании мы сами можем улететь туда, где есть горы или лазурное море. По крайней мере, пока можем. А если не получается, то существует фотошоп. Нам не нужны картонные лодки и бутафорское счастье за штурвалом игрушечного аэроплана. И нам смешно, грустно, и немного странно вглядываться в этих людей, которые зачем-то садились за весла ненастоящих лодок.
Галина Артёменко