01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Притягательность «Фотоколлективизма»

Вы здесь: Главная / Новости / Искусство. Музеи / Притягательность «Фотоколлективизма»

Притягательность «Фотоколлективизма»

Автор: Галина Артеменко — Дата создания: 18.09.2017 — Последние изменение: 18.09.2017
«Фотоколлективизм» – так назвали первую выставку осени, открывшуюся в Большом выставочном зале Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

Это выставка групповых фотографий. Период до 1917 года представлен изображениями из Архива кинофотодокументов, советская эпоха – оригинальными отпечатками из частных собраний петербургских фотографов: Азамата Э. Чеслава, Дмитрия Горячева и Алексея Савкина.

«В эпоху «тотального селфи в Instagram» традиция изготовления групповых фотографий утрачена. И это закономерно, ведь селфи предполагает формат «Я и Пизанская башня», где «я» – ключевое слово. Тем интереснее разглядывать сохранившиеся старые коллективные снимки, ведь это целые портретные галереи», – пишут авторы проекта.

Дмитрий Горячев замечает еще одну вещь: фотографии 1920х годов с «новыми» советскими людьми создавались еще старыми мастерами светописи, то есть красноармейцев, чекистов и рабфаковцев снимали фотографы, привыкшие до революции видеть в своих ателье другую публику. Создатели выставки увеличенные изображения групповых фотографий разместили на стенах, а собственно оригиналы выложили в витринах в центре зала. Увеличенные фотографии дают потрясающий эффект. Мы можем рассмотреть морщинки на лицах, уголки губ, дешевые перекрученные чулки на ногах женщин, вглядеться в обмотки шахтеров и в стоптанные ботиночки детей.

Почему так притягательны эти фото? Мы вглядываемся в лица неизвестных нам людей прошлого, уже зная, что впереди их ждут страшные годы – Большой террор, Вторая Мировая война. Фотограф-художник Алексей Савкин показывает на одну из фотографий своей коллекции: отдыхающие в Новом Афоне, на горе Иверской, лето, все в легких нарядах, улыбаются. Дата на фотографии – 19 июня 1941 года. За несколько дней до войны. 

Вот фотография выпускников Трудовой школы в Новом Петергофе – 1924 год, эти молодые люди родились еще в старой России и начинали учиться гимназистами. Среди них – будущий директор заповедника в Пушкинских Горах Семен Гейченко. Вот рабочие корреспонденты газеты «Красный Николаев». На фотографии сохранился штамп известного мастера: художник-светописец А. Аврутин. Вот молодые и средних лет мужчины с очень серьезными лицами, видно, что среди них почти нет интеллигентов, но за плечами этих людей уже непростой, возможно, страшный опыт. 1928 год, череповецкая конференция следственных работников.

Азамат Э.Чеслав многие фотографии, как и другие коллекционеры, покупает на развалах – целые архивы, молчаливые свидетели продаются там. Безымянные или со скудными свидетельствами о бывших владельцах и о тех, кто изображен на старых фото. Азамат несколько лет назад купил фотоархив, часть которого оказалась разорванной в клочья. Это были фотографии курортного отдыха в довоенное время. Так был создан проект «Ненужная память» – художник склеил клочья, а люди ходили и смотрели на эту порванную связь времен.

Почему так притягательны старые фото? Мы чувствуем эту разорванную связь, порванную в клочья, горевшую в военных пожарах или после обысков, мы не в силах соединить ее полностью,  хотим хотя бы не растерять, сохранить эти лица безымянных людей, всматривающихся из небытия в нас, в будущее, которого они даже не могут предвидеть.

Выставка будет доступна до ближайшей субботы, 23 сентября 2017.

comments powered by Disqus