01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Среда

Путешествие в прошлое длиною в девять дней

Вы здесь: Главная / Среда / Регионы / Вологодские заметки Елены Юшковой / Путешествие в прошлое длиною в девять дней

Путешествие в прошлое длиною в девять дней

Автор: Елена Юшкова, Вологда — Дата создания: 05.07.2010 — Последние изменение: 06.07.2010
Участники: Фото: Олег Юшков, Вологда
Когита!ру
Заметки Елены Юшковой, вологодского корреспондента Когита!ру, о Х международном театральном фестивале «Голоса истории» в Вологде - 24 июня - 2 июля 2010.


Ранее о фестивале на Когита!ру

 

Сразу два прославленных театральных коллектива из Санкт-Петербурга встретились на площадке фестиваля «Голоса истории» в Вологде, который проходил с 24 июня по 2 июля. Это БДТ имени Г.А. Товстоногова, показавший «Марию Стюарт», и Малый драматический – Театр Европы со спектаклем «Московский хор».

Кроме них, город на Неве представил студенческий театр СПбГАТИ, показавший спектакль по пьесе польского драматурга Мариуша Белиньского «Мрак» (проект поддержало Генконсульство Республики Польша в Санкт-Петербурге).

Фестиваль «Голоса истории», как показывает само название, связан с нашей российской и отчасти с мировой историей. Исторические спектакли, составляющие афишу фестиваля, по замыслу организаторов фестиваля, должны быть показаны в историко-архитектурной среде, то есть, в основном, в двориках вологодского Кремля, на Кремлевской площади, около Софийского собора, на реке Вологде и т.д. – фантазию театральных режиссеров в городе во время «Голосов истории» никто не ограничивает, кроме погодных условий Севера.

Вологда. Х Фестиваль "Голоса истории". 2010

Но буквально с первых фестивалей (а начало «Голосам» было положено в 1991 году) сложилось и второе направление в рамках фестиваля: показ спектаклей на закрытых театральных площадках, то есть в помещениях вологодских театров. Собственно, в рамках этого направления и выступали в этом году петербургские театры, а коллектив БДТ, помимо собственной воли, был вынужден даже провести эксперимент – сыграть «Марию Стюарт» без декораций и костюмов, потерянных при перевозке из Кирова в Вологду. Как ни парадоксально, спектакль не стал хуже – просто театральная условность оказалась усилена, а стихи Шиллера в переводе Пастернака зазвучали еще более завораживающе.

Там же, в помещении Вологодского драматического театра, фестивальный зритель пережил огромное потрясение от постановки МДТ «Московский хор», где, как и во всех пьесах Людмилы Петрушевской, бытовые и коммунальные дрязги вырастали до уровня настоящей человеческой трагедии (режиссер Игорь Коняев, художественный руководитель постановки – Лев Додин).

На десятом, юбилейном фестивале в этом году было представлено наибольшее количество гостей из-за рубежа: во второй раз приехал греческий уличный театр «Омма-студио», уже выступавший в Вологде пять лет назад, который показал в рамках открытия фестиваля «Орфея и Эвридику» со всеми атрибутами площадного театра – факелами, ходулями, пантомимой и вовлечением зрителя в действо.

Львовский духовный театр «Воскресиния» представил «Вишневый сад» Чехова в Консисторском дворике вологодского Кремля тоже практически без слов – с ходулями и фейерверками, но, несмотря на карнавальные приемы, вызвал у зрителя самые настоящие слезы (спектакль получил премию «за раскрытие поэзии чеховской пьесы в системе театра пространственных метафор»). В 2010 году появился гость с другого континента, из США – Рональд Ренд, представивший моноспектакль о своем учителе, яркой фигуре американского театра Гарольде Клурмане, ищущем в театре истинное искусство в противовес коммерческому бродвейскому шоу.

Открытием фестиваля стал национальный театр из Кудымкара Коми-Пермяцкого округа, рассказавший пронзительную историю времен Великой отечественной – ему достался один из главных призов фестиваля, приз жюри за тонкость, юмор и сострадательность к человеку в перипетиях нашей истории. А режиссеру этого театра Сергею Андрееву председатель жюри, профессор Алексей Бартошевич вручил свой собственный специальный приз – книгу об итальянском Ренессансе.

Вологда. Х Фестиваль "Голоса истории". 2010. 2

Актуальны ли сейчас исторические пьесы, и как их правильно писать с учетом современного культурного кода?

Какой исторический герой сейчас востребован?

Такими вопросами задались участники проекта «Новая историческая пьеса», известные современные драматурги Михаил Угаров, Елена Гремина, Максим Курочкин, Вадим Леванов, впервые собравшиеся в Вологде, где они продолжили традиции Любимовки и Ясной Поляны – проводить читки новых пьес с помощью местных актеров и молодых московских режиссеров.

Проект был реализован при поддержке Министерства культуры РФ и проходил в форме творческих лабораторий. Для чтения пьес были использованы такие необычные площадки, как одна из комнат купеческого дома «Музея забытых вещей», где была разыграна пьесы Елены Греминой «Братья Ч.», в которой драматург пыталась разобраться во взаимоотношениях молодого Чехова с семьей, и дворик этого же музея - там, на фоне хозяйственных построек позапрошлого века необыкновенно пронзительно звучала пьеса Вадима Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии».

Пьеса Юрия Клавдиева «Развалины» представляла события в блокадном Ленинграде 1942 году и поднимала вопрос о моральном выборе людей на грани жизни и смерти. Максим Курочкин исследовал механизмы власти в драме «Аскольдов Дир», посвященной событиям времен Киевской Руси. Вячеслав Дурненков написал пьесу «Экспонаты» по следам поездки в маленький город Крапивна в рамках Яснополянской партнерской лаборатории, и в центре его внимания оказалась современная ситуация, когда в провинциальный город приезжают дельцы-москвичи и предлагают местным жителям превратить свои дома в музей, а самим стать ряжеными. Результат – тихая, но кровавая война между согласившимися и отказавшимися. 

На круглом столе под названием «Историческая пьеса сегодня: путешествие в прошлое или способ понять настоящее?» драматурги и другие участники говорили о необходимости использования новой (в том числе и непечатной) лексики в современных исторических пьесах, о стилистике, которая была бы понятна современным людям и не отталкивала бы чрезмерным пафосом.

В этом году впервые прошла не совсем обычная церемония открытия фестиваля - традиционное шествие театров и официальная часть были заменены на шоу в стиле исторического китча, поставленное московским режиссером Владимиром Панковым (театр SounDrama), в котором нашлось место выступлению саксофонистов и фольклорных коллективов, оперному пению и балету, поэзии и военной песне.

Спектакль этого же режиссера «Гоголь. Вечера. Часть 1» театра SounDrama, оказался полной противоположностью и, наоборот, погрузил зрителя в мир истинного синтетического театра, где действующими лицами становятся и живая музыка разных стилей и направлений, объединенная в единую партитуру, и пластика актеров, и вокал, и слово, а актеры буквально заряжены духом студийности.

За девять дней перед глазами вологодского и фестивального зрителя промелькнули самые разные страницы российской истории – от Киевской Руси и Александра Невского до нашего недавнего прошлого, хрущевской оттепели. История мировая была представлена греческим мифом, поздним английским средневековьем и американской депрессией 1920-х годов. Хотя фестиваль и посвящался 65-летию победы в Великой отечественной войне, но спектакли на эту тему явно не стали доминирующими.

«Голоса истории», наряду с вологодским маслом и кружевом, стали за последние двадцать лет одной из визитных карточек города. И хотя идея проводить на Севере фестиваль под открытым небом изначально была чрезвычайно рискованной, и погода почти всегда устраивала неприятные сюрпризы, в нынешнем году обошлось без них, а программа была одной из самых сильных (http://www.cultinfo.ru/voices/main.html). По мнению председателя жюри Алексея Бартошевича, «Голоса истории» теперь можно считать одним из лучших российских фестивалей последних лет.

Учредители фестиваля - Министерство культуры Российской Федерации, Союз театральных деятелей Российской Федерации, Правительство Вологодской области и администрация города Вологды.

Фото Олега Юшкова


Другие статьи Елены Юшковой на Когита!ру:

Письмо Президенту об авторском праве

 

относится к: , , , ,
comments powered by Disqus