Письмо Президенту об авторском праве
Об авторе: Елена Владимировна Юшкова, кандидат искусствоведения, закончила факультет журналистики и аспирантуру МГУ, факультет менеджмента СПбГУ; заведующая кафедрой дизайна в Вологодском филиале Столичной финансово-гуманитарной академии. Автор публикаций в российской прессе, нескольких документальных фильмов и книг. Живет в Вологде.
Год назад я обнаружила, что моя диссертация, защищенная в 2004 году,
продается на множестве сайтов по цене от 500 рублей до 20 долларов. Не знаю, насколько она популярна и есть ли покупатели, но нельзя и утверждать, что их нет! Владельцы сайтов, помимо моей научной работы, продают тысячи и тысячи других диссертаций по самым разным отраслям знания.
Чтобы выяснить, каков механизм приобретения продукта, я сделала заказ на одном из сайтов (http://dissros.ru). Ответ пришел незамедлительно.Вот фрагмент:
«Информируем Вас об общих условиях доставки диссертационных работ:1.ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТАХ. Диссертационные работы представляют собой рукопись на соискание учёной степени. Указанные работы отпечатаны в единичных экземплярах и хранятся в архивах центральных библиотек. Платный доступ к работам предоставляют библиотеки РГБ, НБУ и др.
2.ИНФОРМАЦИЯ О ДОСТАВКЕ. Если у Вас нет возможности лично посетить указанные библиотеки, мы можем осуществить это за Вас и по Вашему поручительству сделать копию интересуемой работы с последующей пересылкой на Ваш электронный адрес ссылки для скачивания работы в электронном виде. Использование полученной копии допускается только в образовательных целях. Если предоставление копии работы запрещено автором, то соответственно копия такой работы не доставляется.
3.СТОИМОСТЬ ДОСТАВКИ. Стоимость оплаты услуг копирования и пересылки зависит от вида работы, авторских отчислений, тарифов библиотеки и ориентировочно СОСТАВЛЯЕТ 19-20 $ за работу. Окончательная стоимость будет указана при оформлении заказа».
Итак, очевидно, что это та самая работа, которую я сдала после защиты в РГБ («Ленинку»), ибо в другие библиотеки я ее не отправляла. Давала ли я разрешение на предоставление копии? – об этом меня никто не спрашивал. В пункте «3» в числе прочих затрат указываются авторские отчисления – это меня слегка заинтриговало, потому что никаких договоров на получение отчислений со мной никто не заключал.
Итак, подтверждаю заказ и получаю следующее письмо за подписью уже конкретного человека по профессии «библиограф».
«Здравствуйте, Елена Владимировна.Уведомляем о том, что Ваша заявка N 143258 находится в стадии подтверждения выполнения. Заявка включает услугу копирования и пересылку: Юшкова Елена Владимировна. Пластический театр XX века в России : Дис. ... канд. искусствоведения : 24.00.01 : Ярославль, 2004 243 c. РГБ ОД, 61:04-17/188…
В канун майских праздников, оформленная услуга до 16.05 будет стоить на 15 % меньше! При заказе услуги на копирование более 2-х работ предоставляются дополнительные СКИДКИ.
Счет на оплату будет отправлен после получения от Вас письма с подтверждением заказа услуги. Мы работаем официально и поэтому принимаем стандартный банковский перевод. Оплатить Вы сможете в любом отделении банка.
Информацию о подробных ГАРАНТИЯХ высылаем по дополнительному запросу.
С уважением библиограф, Ольга Леонидовна».
Люди, рассылающие мою диссертацию, оказывается, работают «ОФИЦИАЛЬНО».
В ответ я поинтересовалась у Ольги Леонидовны, каким образом производится отчисление средств авторам. И, как следовало ожидать, в ответ была тишина.
При таких загадочных обстоятельствах я решила прояснить ситуацию, обратившись в РАО - "Российское авторское обществопо коллективному управлению правами авторов, издателей и иных правообладателей при репродуцировании, копировании и ином воспроизведении произведений".
Вот какой ответ я вскоре получила от РАО:
«В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Диссертация, представляющая собой результат творческой деятельности автора, также является объектом авторских прав при условии, что она выражена в какой-либо объективной форме: письменной, устной, форме изображения, звуко- или видеозаписи, объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Причем, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация диссертации или соблюдение каких-либо формальностей, поскольку авторские права порождает сам факт создания произведения (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). Таким образом, диссертации, обладающие всеми предусмотренными ГК РФ признаками объекта авторских прав, в полной мере пользуются авторско-правовой охраной как произведения науки.В соответствии со ст.ст. 1229 и 1270 ГК РФ автору диссертации или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать данное произведение любым не противоречащим закону способом, а также по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование диссертации, в том числе и таким способом, как доведение до всеобщего сведения (Интернет). Причем, в соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ, отсутствие запрета не считается согласием (разрешением), а доведение до всеобщего сведения считается использованием произведения независимо от того, совершается ли оно в целях извлечения прибыли или без таковой (п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
Таким образом, любое использование диссертации в электронных библиотеках, предлагающих диссертацию к просмотру или «скачиванию» бесплатно либо за деньги возможно только с согласия автора произведения. В противном случае имеет место нарушение исключительного права на произведение.
К сожалению, осуществление защиты исключительного права на произведение при таком виде использования, как доведение до всеобщего сведения (Интернет), в настоящее время затруднено по нескольким причинам. Во-первых, достаточно сложно зафиксировать факт неправомерного использования произведения для того, чтобы во время возможного судебного разбирательства суд принял собранные материалы в качестве допустимых и достоверных доказательств. Во-вторых, не всегда удается установить настоящего владельца (с указанием полного наименования и юридического или фактического адреса) Интернет-сайта, который осуществляет неправомерное использование произведения.
В любом случае по адресам, которые можно найти на тех сайтах, о которых идет речь в Вашем письме, следует направить письменные претензии, в которых Вы можете предложить выплатить компенсацию за нарушение исключительного права на произведение, которая в соответствии со ст. 1301 ГК РФ может составить от 10 000 до 5 000 000 рублей. В том случае, если договориться с владельцем сайта «мирным» путем не удастся, то (при условии, что известен владелец сайта, его юридический или фактический адрес и собраны доказательства факта неправомерного использования) можно обратиться в судебные органы с требованием выплаты компенсации за нарушение исключительного права на произведение и запрещением использования произведений».
В общем, в деле появились новые обстоятельства.
Во-первых, как выяснилось, я возмутилась вполне справедливо.
Во-вторых, мирный путь, судя по моей недолгой переписке с библиографом, явно ведет в тупик. Не очень ясно, как вычислить владельцев сайтов, хотя любой компьютерный специалист легко с этой задачей справится.
Что касается обращения в судебные органы, то… Возможно, этот путь и мог бы куда-то привести, но я не чувствовала себя готовой к борьбе с целой системой, к тому же недостаточно хорошо изученной. Кроме того, владельцы сайтов явно не живут в Вологде, где живу я, поэтому и в суд подавать нужно в других городах…
Следующее мое обращение было в общественную организацию под названием «Справедливость». Вот такой ответ я получила от них.«Уважаемая Елена Владимировна!
Отвечая на ваш запрос, можем пояснить следующее:
Ситуация, о которой идет речь в Вашем обращении, весьма распространенное явление в наше время. Торговля научными работами поставлена на поток и процветает. Бороться с "пиратами" очень сложно. Газета Московский Комсомолец провела свое собственное расследование и на днях опубликовала его результаты. На наш взгляд, из публикации МК Вы можете получить ответ на заданный вопрос».
Далее следовала длинная статья, описывающая печальный опыт двух новоиспеченных кандидатов наук и их поиски правды в Ленинке.
Авторы статью выяснили, что «библиотека действительно продает оцифрованные рукописи диссертаций, но при этом перечисляет за каждый случай предоставления по заказу диссертации авторское вознаграждение. Правда, не напрямую правообладателям (то есть диссертантам), а "Российскому авторскому обществу по коллективному управлению правами авторов, издателей и иных правообладателей при репродуцировании, копировании и ином воспроизведении произведений"».
В конце концов, предположив, что тысячи других авторов вполне могут разделить мое негодование, я зашла на сайт Президента РФ и написала ему письмо.
Затем посетила сайт премьер-министра и тоже оставила письмо. Ведь обычно, как показывает практика, это помогает… - примеров много, если вспомнить различные телемосты, например, после которых с легкостью решается любая проблема, особенно на местном уровне.
Но каков уровень проблемы с диссертациями – еще предстояло выяснить.
Сразу скажу, что от премьер-министра реакции на письмо не было.Взаимоотношения с Президентом, однако, сложились.
Через месяц я получила ответ, в котором сообщалось о продлении срока рассмотрения моего обращения еще на месяц. А в один прекрасный день мне позвонили. Молодой человек представился следователем УВД Вологодской области и поинтересовался, писала ли я письмо президенту. Я подтвердила.Он пригласил меня зайти, чтобы поговорить. Взяв ответы из разных инстанций, я отправилась в УВД.
Письмо, как мне сказали, долго блуждало по разным подразделениям УВД, пока не попало в отдел по борьбе с компьютерными преступлениями. Еще мне показалось, что писем президенту, похоже, никто до меня не писал. Поэтому во время нашей беседы в кабинет заглядывали другие люди – полюбопытствовать.Главный вопрос, ответ на который от меня пытались получить:
- Чего же вы хотите?
Понятно, что справедливость и прочие высокие материи в данном месте не очень воспринимались. Поэтому пришлось склониться к тому, что неплохо бы получать материальную компенсацию за продажу моего интеллектуального продукта.
Следователь посоветовал обратиться в суд.
- А против кого судиться?
- Сейчас я вам покажу.
Мы сели за компьютер, он мгновенно установил IP адрес, с которого велась переписка. Затем с помощью известного всем компьютерным специалистам сайта мы быстро нашли фамилии, имена, отчества и адреса владельцев нескольких сайтов. Все они были зарегистрированы в Москве.Следователь с облегчением вздохнул.
- Ну вот, вам надо в Москве подавать в суд. А мы здесь ничего сделать не можем.
После долгой беседы я написала письмо о том, что «претензий ни к кому не имею, потому что не знаю, к кому их предъявлять», чтобы закрыть дело, и отправилась домой.Так бы я и забыла об этом эпизоде, если бы не последовавшее продолжение событий.
Спустя несколько месяцев я получила новое письмо. Оно было из МВД России, Управление внутренних дел по центрально-административному округу г. Москвы.Вот его содержание:
«Ответ на обращениеВаше обращение, 2 оперативно-розыскной частью при отделе по борьбе с экономическими преступлениями УВД по ЦАО г. Москвы рассмотрено. По фактам, изложенным в письме, проведена проверка.
По результатам проверки материал по заявлению направлен в порядке статьи 144-145 УАК РФ… для принятия процессуального решения в Отдел по борьбе в экономическими преступлениями по Химкинскому муниципальному району Московской области. Зам. начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями».
Через два месяца о передаче дела в Химки мне сообщили еще одним письмом – из местного УВД.
Город Химки появился в этой истории не случайно. Именно там находится зал диссертаций Российской государственной библиотеки («Ленинки»). Оттуда спустя два месяца пришло самое интересное письмо. В первой части, озаглавленной «Уведомление», сообщалось со ссылками на разные статьи УПК РФ, что мне отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления.
Часть вторая - «Постановление» - была намного содержательнее. Сначала пересказывалась моя история с диссертацией, затем подтверждался «факт наличия распространения диссертационной работы». Кроме того, сообщалось, что «была установлена принадлежность данных интернет-ресурсов, которые физически располагаются на технических мощностях ряда компаний, находящихся на территории Республики Украина, Соединенных штатов Америки и в г. Санкт-Петербурге РФ».
Интересно, куда же делась Москва, в которую меня отправляли судиться из местного УВД?
Читаем дальше:
«В ходе опроса заместитель заведующего отделом диссертаций РГБ… пояснила, что все копии написанных диссертаций с 1944 года по настоящее время хранятся в диссертационном зале РГБ. Каждая диссертация, предоставленная в РГБ, переводится в электронный вид для того, чтобы была возможность знакомиться с материалами посредством визуальных читательских залов. Электронные копии диссертаций никому и никогда не предоставляются. Любой читатель может заказать фрагмент диссертации на бумажном носителе в объеме не более 15% от всего произведения».С этим утверждением вполне могу согласиться, так как сама работала в читальных залах РГБ и видела, как строго сотрудники соблюдают данное правило.
Дальше говорилось о том, что «порядок предоставления диссертаций на бумажном носителе определен Правилами по предоставлению услуг по копированию и сканированию», приказ от 27.12.2007.
Завершалось письмо достаточно сурово:
«В ходе проведения настоящей проверки не представилось возможным установить вину конкретных лиц в нарушении авторских прав гр. Юшковой Е.В…. Кроме того, не представилось возможным установить размер причиненного материального ущерба».
Думаю, письмо было последним.
Вот такой ребус получился.
Стоит ли делать выводы? Складывается впечатление, что борьба с пиратством дойдет до похитителей диссертаций еще не скоро. Особенно если будут продолжать молчать авторы.
На фото Елена Юшкова.