01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Среда

Петербургские театры на «Голосах истории» в Вологде

Вы здесь: Главная / Среда / Регионы / Вологодские заметки Елены Юшковой / Петербургские театры на «Голосах истории» в Вологде

Петербургские театры на «Голосах истории» в Вологде

Автор: Елена Юшкова: текст, фото — Дата создания: 03.07.2012 — Последние изменение: 07.07.2012
Два петербургских театра приняли участие в XI Международном театральном фестивале «Голоса истории», который только что завершился в Вологде. Отчет нашего вологодского корреспондента Елены Юшковой.

БДТ имени Г.А. Товстоногова привез «Дядюшкин сон» в постановке народного артиста России и Грузии Тимура Чхеидзе с участием народных артистов СССР Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили. А Государственный пушкинский театральный центр показал «Хронику времен Бориса Годунова» в постановке народного артиста России Владимира Рецептера.

Фестиваль проходит раз в два года, начиная с 1991 года, а «изюминкой» его является показ спектаклей, связанных с исторической проблематикой, в исторических декорациях, которыми чаще всего являются дворики вологодского кремля. Хотя оба петербургских театра не воспользовались красотами русской средневековой архитектуры, а показали спектакли в помещениях вологодских театров, но оба, безусловно, явились украшением фестиваля. Параллельный показ спектаклей, которые не могут быть адаптированы к уличной эстетике, был задуман изначально.

«Дядюшкин сон», конечно же, не исторический спектакль в традиционном понимании – в нем нет князей, царей, масштабных событий и военных действий, но он как нельзя лучше передает дух XIX века: визуальным образом, созданным Эмилем Капелюшем, характерами персонажей и их взаимоотношениями, замечательно созданными великими русскими актерами.

Гротеск, с помощью которого Олег Басилашвили рисует образ молодящегося нарумяненного князя, сменяется трагическими раздумьями о быстротечности жизни, когда князь предстает в своем неприкрашенном виде, а суетливость героини Алисы Фрейндлих, ее страстное желание выгодно устроить дочь в конце концов порождают глубочайшую жалость к этим несчастным людям. Образ сна, который постоянно присутствует в спектакле звоном колокольчиков, придает спектаклю философский объем и глубину, а марионеточность танца главной героини в исполнении очаровательной Полины Толстун в финале рождает мысли об умершей душе, на смену которой приходит механическое подчинение социуму…

Спектакль о Борисе Годунове - не первый в рамках «Голосов истории». Но, как правило, всегда показывались очень традиционные костюмные постановки. Пушкинский театральный центр отошел от тяжеловесности буквального воспроизведения реалий XVI-XVII века, прибегнув к возможностям условного театра, «разбавив» текст трагедии Пушкина прозаическими фрагментами из карамзинской «Истории государства российского», музыкальными – из оперы Мусоргского, а также репликами из писем самого автора, пишущего трагедию. В итоге воссоздается не только текст, но и контекст эпохи, в которую работал Пушкин, и той эпохи, о которой идет речь в трагедии. Постановка даже показывает зрителю творческий процесс великого поэта.

В программу фестиваля были включены постановки Владимирского академического областного драматического театра («Андрей Боголюбский»), Кемеровского Театра для детей и молодежи («Возвращение» по рассказу Андрея Платонова). Но большая часть программы была сформирована из спектаклей вологодских театров (кризис, безусловно, оказал влияние на фестиваль). Зарубежные участники были представлены словацким «Arteatro» из Братиславы, показавшим «Дом Бернардо Альбы» Лорки, и «LTT Tubingem» из Германии, который привез моноспектакль «Чернобыль» по произведениям Светланы Алексиевич.

На двадцать первый год существования фестиваля и критики, и зрители задавались вопросом: следует ли строго придерживаться той концепции, которую предложил идейный вдохновитель фестиваля театральный критик Александр Свободин (1922-1999), - обращаться к темам из русской истории, которые столь органично списываются в архитектурную среду, или продолжать расширять рамки фестиваля (что собственно и происходит)?

И опять остаются нерешенными извечные северные вопросы – прохладное лето, дождь и комары, которые на открытых площадках мешают и зрителям, и актерам… Ну, и белые ночи, которые не позволяют в полной мере воспользоваться театральным светом. Плохо это для фестиваля или хорошо – опять осталось предметом фестивальных дискуссий.

относится к: ,
comments powered by Disqus