С потерей зрения обостряются все остальные чувства
Нынешняя выставка называется «Зорко одно лишь сердце».
В 2014 году в музее состоялась первая персональная выставка художника, ее назвали «И небо помогает…», тогда эпиграфом к выставке кураторы взяли слова художника:
«… Мы очень снисходительно относимся к миру, когда видим его полностью». Когда утрачивается вот эта возможность – охватить мир взглядом, когда, как в случае с Ионенко, мастеру остается доступным лишь боковое зрение, тогда восприятие мира становится обостреннее, тогда то, что увидел и потом принес в своей памяти в мастерскую – художник больше не может работать на пленэре – становится драгоценностью, которую хочешь не только сохранить, но передать другим: ««С потерей зрения обостряются все остальные чувства. Но не только. Человек начинает по-другому мыслить, становясь более вдумчивым. Сейчас я нахожусь в том периоде жизни, когда идет активное переосмысление прожитого».
Владимир Ионенко родился в Ленинграде в 1947 году. Первым его учителем стал художник Александр Бормотов, сосед по коммунальной квартире на Васильевском острове.
В 1968 году Ионенко окончил Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова. Стажировался у ведущих художников Ленинграда, в частности, в мастерской профессора Академии художеств Генриха Павловского. Работал художником-оформителем в театрах, художественных мастерских. Своим любимым мастером считает Исаака Левитана, хотя выделяет и мощные пейзажи Сальвадора Дали, гораздо менее известные.
В Кронштадте художник поселился в 1998 году, конечно, после Петербурга было сначала очень странно жить на этом небольшом острове, где центр – словно Петербург в миниатюре, но потом Кронштадт захватил мастера, стал темой его городских пейзажей.
На выставке, открывшейся 2 августа 2018, любимые художником пейзажи: городские мотивы и натурные виды. Но это уже не «портреты» города или природы, гармоничной и совершенной, к которой, по словам художника, «нет претензий». Перед нами внутренний пейзаж, сотворенный с помощью «шестого чувства».
В новых работах автор гораздо более свободно обращается с формой и цветом: городской пейзаж может трансформироваться, как будто его сфотографировали объективом «рыбий глаз», деревья и дома обретают самые смелые оттенки: от сиреневого до золотистого и розового. Теряя физическую возможность видеть, художник обретает внутреннее зрение – способность чувствовать глубже и острее, передавать «увиденное» красками и образами.
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», – пожалуй, самое точное определение того, как работает Владимир Ионенко.
Владимир Ионенко принимает участие в региональных и общероссийских выставках, выполнил серию работ по заказу музея Иоанна Кронштадтского, регулярно участвует в проектах для незрячих и слабовидящих.
За последнее время работы Владимира Ионенко выставлялись в ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург), в галерее Гостиного двора (Кронштадт), в театре Балтийского флота (Кронштадт), в библиотеке для слепых и слабовидящих (Санкт-Петербург).
Не писать он не может, и, конечно, надвигающаяся полная темнота пугает художника, который не мыслит своей жизни без живописи.
Выставка Владимира Ионенко «Зорко одно лишь сердце» продлится до 19 августа.