Сара Купер: В какой-то степени здесь мы говорим о танце...
Художественные и исследовательские проекты Сары Купер и Нины Горфер «Смещения» и «Дневники погоды» представлены Швецией в рамках 9-го фестиваля «Недели Северных стран». Для посетителей выставка доспна с сегодняшнего дня и до 2 декабря 2018.
Художницы Сара Купер и Нина Горфер работают вместе с 2006 года. Сара из США, Нина из Австрии, но реализуют они себя в Швеции и Германии. В Петербурге дуэт представляет Швецию, куратора фестиваля в этом году.
Материал для выставки «Дневники погоды» два года снимался на фото и видео в Исландии, на Фарерских островах и в Гренландии. Художницы исследовали национально коннотированные коллекции одежды местных дизайнеров и мастеров, с ними записывались интервью, модели и сами авторы костюмов фотографировались в этих творениях. Фотографии выполнены с элементами коллажа. По гамме иногда они чем-то напоминают соотечественника Нины Горфер Густава Климта.
В проекте «Смещения» представлены интервью с саамками, коренными жительницами северных регионов Швеции. Все видеофильмы снабжены русскими субтитрами.
В рамках выставки Сара Супер прочитает две лекции на английском языке. Сегодня, 17 октября, в 17:30 в Шведском уголке Сара Купер расскажет о своих впечатлениях от Лапландии, о художественном замысле выставок и их воплощении в условиях суровой северной красоты. Завтра, 18 октября, в 19:00 в Росфото фотографам и заинтересованным она же расскажет о методах работы и источниках вдохновения их дуэта с Ниной Горфер. Необходима регистрация на мероприятия, подробности тут.
После Петербурга выставка отправится в турне по прибалтийским странам, начиная с Латвии.
***
Нина Горфер не смогла приехать на открытие. Вчера на пресс-показе мы записали короткое интервью с Сарой Купер.
Когита!ру: Вы первый раз в Петербурге?
Сара Купер: Да.
У Вас есть какие-то ожидания? Что Вы хотите увидеть или узнать здесь?
Сара Купер: Меня очень интересует архитектура. Потому что здесь очень красивая и близкая к европейской архитектура. Я вижу очень много точек соединения. И конечно, русское искусство: я прекрасно понимаю, что я могу видеть здесь многое из русского искусства, чего я никогда не видела.
Вы знаете каких-то русских фотографов? Имена можете назвать?
Сара Купер: Нет. Я могу сказать и за себя и за мою коллегу по творчеству Нину Горфер, на нас не так много влияет фотография, другие фотографы, мы не так много берем от фотографии.
Кто-то из российских художников, из художников-акционистов или других видов искусства вам знаком?
Сара Купер: Скорее не имена, а именно картины, образы, которые я знаю и могу представить себе. Скорее всего из времен конструктивизма.
Совсем из другой области вопрос. Есть ли в шведском языке феминитивы?
Сара Купер: То есть вы имеете в виду феминизацию слов? Да-да, конечно, существует.
Как вы к этому относитесь? Употребляете ли вы их?
Сара Купер: не могу сказать, что я очень много об этом задумывалась. Но мы живем в интересное время, когда мы перестаем воспринимать профессию с точки зрения разницы полов. Мы просто говорим о человеке, обладающем талантом. И я думаю, что распределение гендерное внутри профессии уходит в прошлое.
Как вы относитесь к феминизму?
Сара Купер: Я совершенно точно феминистка.
А в чем это проявляется для вас?
Сара Купер: Речь идет прежде всего о том, чтобы распределять силы, о распределении сил. А также о том, чтобы быть услышанными, понятными и понятыми. Но здесь речь не о борьбе, ни о каком-то вооружении против кого-либо. Очень важно понимать, что мы должны вести постоянный диалог, мы должны быть открыты друг другу. И в какой-то степени здесь мы говорим о танце. Потому что мы не можем демаскулинизировать мужчин, мы не можем существовать без партнеров, без противоположной стороны.
Вы в курсе, что под эгидой вашей выставки здесь объявлен курс лекции по истории шведской фотографии?
Сара Купер: И он будет пока мы здесь? Это интересно. [Курс Надежды Воиновой о 100-летии шведской фотографии организован Росфото самостоятельно – Когита!ру.]
На что нужно сегодня обратить внимание в шведском искусстве сегодня? Что Швеция сегодня дает миру и цивилизации в искусстве?
Сара Купер: Хороший вопрос. Надо подумать. У шведской фотографии очень длинная история и хорошая традиция. Сейчас есть много новых имен интересных в шведской фотографии. Современная шведская фотография сегодня посвящена не дументированию событий, а рефлексии, размышлениям, анализу самого себя, анализу человеческой сущности с таким нордическим оттенком. Но если говорить о наших работах, я бы сказала, что они не сильно нордические. В северных работах есть особенный мягкий колорит, а у нас довольно яркая цветовая палитра, мы немножко отличаемся в этом смысле. В целом шведскую фотографию сегодня можно охарактеризовать как минималистичную поэзию.