Три картины Февральской революции
Выставка представляет три живописных полотна из фонда Государственного музея политической истории России, отражающие революционные события, происходившие в Петрограде в конце февраля 1917 года. Три картины представляют многоликий портрет главной движущей силы революции – вооруженных солдат, матросов, рабочих, горожан.
1917 год в России начался мощным забастовочным движением. К тому времени в стране сложились предпосылки революционной ситуации: затянувшаяся война, продовольственный кризис, обнищание населения, непопулярность властей. К середине февраля из-за нехватки хлеба, спекуляции и роста цен забастовали 90 тысяч рабочих Петрограда. 23 февраля (8 марта) на улицы Петрограда вышли рабочие и работницы с лозунгами «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!». Эти политические демонстрации стали началом революции. 26 февраля массовые манифестации охватили центр города. Войска и полиция в различных районах пустили в ход оружие, что привело к многочисленным жертвам. 27 февраля – решающий день, на сторону восставших начали переходить части Петроградского гарнизона. Массовый переход солдат на сторону рабочих, захват ими Арсенала и Петропавловской крепости ознаменовали победу революции.
Эти события нашли свое отражение в работах, представленных на выставке:
«Февральские дни». Художник В.А. Кузнецов, 1934 г.
«Февральские дни на рабочих окраинах». Художник И.А. Владимиров, 1934 г.
«Выступление М.И. Калинина перед рабочими у Финляндского вокзала 27 февраля 1917 года». Художник П.И. Ивановский, 1939 г.
Судьба авторов предлагаемых вниманию посетителей полотен тесно связана с Петербургом. Эти художники жили, учились, работали здесь. В.А. Кузнецов и И.А. Владимиров встретили революцию в Петрограде, и являлись свидетелями развития революционной стихии, выплеснувшейся на городские улицы.
В.А. Кузнецов и И.А. Владимиров создали свои работы в первой половине 1930-х годов. Главный герой их полотен – восставший народ. П.И. Ивановский пишет свою картину в 1939 году – уже в другое время, когда идеологические установки жестко диктовали критерии художественного творчества в представлении исторических событий. В 1938 году был издан «Краткий курс истории ВКП(б)», ставший каноном официальной истории партии большевиков. В «Кратком курсе» революционные события 1917 предстают как движение народных масс от Февральской буржуазно-демократической революции к Октябрьской социалистической под руководством партии большевиков. На картине П.И. Ивановского этот вектор движения символизирует фигура Михаила Ивановича Калинина. Калинин оказался одним из немногих большевиков, кого февральские события застали в Петрограде, и кто спустя двадцать лет, после всех чисток в партии, прочно закрепился в окружении Сталина. Художник делает фигуру Калинина композиционным центром картины, организующим народные массы. Таким образом, стихийный народный протест обрел на картине Ивановского большевистское организующее начало.
С историей революционных событий февраля – марта 1917 года вы можете познакомиться в зале № 18 на экспозиции «Революция в России. 1917–1922».
Выставка «Движущая сила революции» будет доступна в МПИРе до 28 июня 2017.