Акварельная пассионарность Валентины Няси
«Пассионарная теория этногенеза Льва Гумилева, наверное, близка и понятна именно художнику. Ведь это самое «что-то», что Гумилев называет пассионарностью, и есть творческая энергия, которая не даст покоя художнику, пока он не реализует свой замысел», – отмечают устроители выставки.
Валентина восемь лет была знакома и много общалась и с Львом Николаевичем, и с его супругой Натальей Викторовной. «Работая над проектом «Пассионарность» на тему главного труда Льва Гумилева «Этногенез и биосфера Земли», я попыталась осмыслить явление возможного взаимного пересечения искусства слова и изобразительности. В акварельных листах мне хотелось создать некое декоративное пространство, в котором нет ни конца, ни начала, – написала Валентина Няси в сопроводительном тексте. – В этой живописной среде цветовые формы расположены на плоскости бумаги, а зрение погружается с глубокий цвет. Не изображая конкретных деталей и предметов, свободно располагая цветовые пятна, включая белые поля бумаги в изображение, я стремилась передать настроение, вызванное прочтением текстов Льва Гумилева».
Под каждой акварелью Валентины расположена цитата из трудов Льва Гумилева. Акварель – не иллюстрация, а цитата – не подпись под рисунком. Сочетания цветовых пятен акварели и текста запускают процесс воображения, рождают цепь свободных ассоциаций у зрителя – не более того, но и не менее. Цвет и линия вступают в диалог с текстом, дают простор для размышлений. «Этносы не так как змеи: они меняют не кожи а души. Вторжение в области, кои не всегда можно и стоит заселять, но которые можно завоевать, – это миграция с обратным знаком. И что самое страшное: победители страдают не менее побежденных, ибо для реализации своих успехов они обязаны адаптироваться в новых условиях, а это означает коренную ломку собственной природы». (Лев Гумилёв «Этногенез и биосфера Земли», Издательство ЛГУ, 1989 год, стр. 233)
Выставка «Пассионарность» в Петербурге продолжает проект, посвященный Льву Николаевичу Гумилеву, начатый художницей в Финляндии. Первая выставка прошла в 2016 году в здании Торговой палаты в Хельсинки, следующая состоится в Русском центре науки и культуры в финской столице в мае 2018 года. В рамках этого проекта также готовится перевод труда Льва Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» на финский язык.
Безупречные акварели Валентины Няси – одного из признанных мастеров акварели и в России, и в Финляндии – сами по себе притягивают, в них радостно всматриваться, их хорошо разглядывать. «В своем творчестве я стремлюсь применять смелые, пророй неожиданные техники, сохраняя при этом чистоту и прозрачность цвета, – рассказывает художница. – Причиной вдохновения может быть все что угодно: строчка из
Валентина Няси. Выход из безысходности. Фото Акварели
стиха, мелодия, лес, ржавое ведро, мелькнувшая новость с экрана. В действительности, мои работы отражают то, что происходит вокруг меня. Точнее сказать, я выплескиваю свои чувства на бумагу, а помощниками служат цветные пигменты и вода».
К открытию выставки издан каталог, автором сопроводительного текста стала Марина Писаренко, заведующая музеем-квартирой Льва Гумилева, филиалом Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Вот что написала Марина:
«В один из холодных зимних вечеров я открыла дверь посетителю музея. На пороге стояла хрупкая женщина:
– Можно к Вам?
– Конечно. Проходите.
Меня удивило, что она прошла в кабинет так уверенно, как будто много раз здесь бывала. Заметно было ее волнение. «Вы здесь не первый раз?» – задала ей вопрос я. «Нет. Я здесь бывала много раз» – печально ответила она и протянула руку. - Я Валя Няси, художник, приехала из Финляндии, а здесь прошла моя юность. С этой квартирой меня связывают масса воспоминаний. Долгими часами мы общались с Натальей Викторовной и с Львом Николаевичем Гумилевым. Здесь был гостеприимный и теплый мир...».
Так началась моя шестилетняя дружба с Валентиной Няси, замечательной художницей и просто душевным, неравнодушным человеком. Однажды, когда мы гуляли по городу, нам пришла в голову идея о создании выставки, посвященной Льву Гумилеву. Я понимала, что речь идет не о поэте или музыканте, когда легче визуализировать художественный образ в живописи или в акварели. Речь шла об историке, гениальном тюркологе, ученом, человеке, который всю жизнь отдал науке.
Валентина Няси. Диахрония как принцип.
Человеке, прошедшем Гулаг, но выжившем и создавшем пассионарную теорию этногенеза и великую книгу «История народа хунну». Гумилев сумел раздвинуть рамки исторической науки, включив туда достижения географии, геологии, этнологии, историософии и других областей знаний. Это какой-то совершенно иной уровень мышления, сила духа, сумевшего выйти за колючую проволоку и этим победить систему, пытающуюся изо всех сил уничтожить человеческое достоинство, личность и саму жизнь».
Выставка «Пассионарность» продлится до 8 октября 2017.
Валентина Няси живет и работает в поселке Пусула на Юго-Западе Финляндии, родилась в 1953 году на Украине. Она училась в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной, в Ленинграде с 1977 по 1982 год. После окончания школы она работала преподавателем моделирования одежды в Ленинграде. В своей студии Валентина начала экспериментировать с окраской тканей горячим способом. В 1990-1991 годах она спроектировала и изготовила коллекцию одежды «Малахитовая шкатулка», которая была представлена для вступления в Союз Художников (с 1992 является его членом). Участие в художественных выставках составляло немаловажную часть творческой работы над текстилем.
С 2000 года Валентина Няси живет в Финляндии и продолжает расписывать ткани для дальнейшего претворения их в шарфы, платья и композиции в текстиле. С 2004 года она член Финского Союза дизайнеров Орнамо /TEXO.