Вторая украинская встреча в РПР-ПАРНАС в Петербурге
26 января Андрей Пивоваров опубликовал эту фотографию в своём профиле в Твиттере и написал: "Оставили на Майдане флаг Петербурга. Наша команда". 10 февраля 2014 года в офисе питерского РО РПР-ПАРНАС он вместе с Сергеем Кузиным делился украинскими впечатлениями с соратниками. Это была вторая открытая "украинская" встреча.
Это не было «партийным» мероприятием. На «киевские вечера» приглашают всех, кому интересны события сегодняшней Украины. В этот раз, кроме парнасовцев, в разговоре участвовали жена питерского политического активиста, уже несколько месяцев в прямом смысле живущего на Майдане, два парня – эколога, девушка – журналистка, питерский краевед и его мама, парни из «Ингрии», девушка из «Наблюдателей Петербурга» и т.д.
Во второй «Украинской встрече» рассказчиками были Андрей Пивоваров и Сергей Кузин. Решение - поехать в Киев - пришло внезапно, и так же быстро было осуществлено. Так – неожиданно для всех и даже для себя – ребята оказались в соседней стране.
Андрей и Сергей увидели совсем другой Киев и другой Майдан: не тот, что описывали на первой «Украинской» встрече в РПР-ПАРНАС Наташа Грязневич и Светлана Гаврилина, которые ездили на Украину в ноябре. Майдан конца января – это трое убитых, множество раненых, это многомесячный опыт сопротивления. Это, к тому же, и ударившие морозы. Майдан сегодня – это не веселый карнавал, это взрослые, серьезные люди, собравшиеся со всей страны и твердо решившие стоять до конца – до победы – до выполнения всех своих требований. Лидеры оппозиции – представители партий – лишь отчасти могут считаться таковыми. Главный лидер сопротивления – сам Майдан. Майдан принимает решения и диктует повестку дня. Кличко, Яценюк и Тягнибок лишь артикулируют требования, высказанные на площади.
Всех, кто побывал этой осенью и зимой в Киеве, поражает особая атмосфера украинской столицы. И наши путешественники – Андрей и Сергей – говорили, прежде всего, о людях, встреченных на улицах Киева. Люди самые разные по возрасту, по уровню достатка, принадлежащие к разным социальным слоям, объединены ясной общей целью: изменить свою страну. «Они не приходят поучаствовать в мероприятии, а потом заняться своими делами. Революция – и есть их сегодняшнее дело. И они пришли, чтобы доделать его до конца, - рассказывает об участниках Евромайдана Андрей Пивоваров. - Важное отличие Майдана от российских акций протеста: услышав, что приближается «Беркут», украинцы двигаются вперед – на противника, а не бегут прочь, не бросаются врассыпную».
Конечно, в обсуждении Майдана не обошлось без темы украинского национализма, которым принято пугать российского обывателя. Наши ребята на себе этого национализма не почувствовали: никто не дал им понять, что их русская речь неуместна на Майдане, хотя отвечали им обычно по-украински. Это не мешало взаимопониманию. Вообще их приняли очень тепло. Люди на Майдане объединены общей целью, но не отъединены от других. Они открыты, они рады вниманию, они благодарны сочувствующим. Солидарность на Майдане – не пустой звук. Без нее Майдан был бы просто невозможен. Это особенно впечатляет на фоне российской разобщенности, закрытости и взаимного недоверия.
Нам есть чему поучиться в сегодняшней Украине. Андрей предложил каждому, кто хочет ощутить нерв времени, съездить в Киев и обрести совсем новый опыт отношений между людьми.
См. также колонку Евгении Литвиновой о первой встрече "Почему Россия - не Украина?" в РПР-ПАРНАС.