АЖУРу отказали в антисталинской рекламе
Первоисточник: Без Сталина нам жить отказано
Лозунг «За Родину! Без Сталина» не прошел политическую
цензуру. Плакат с таким текстом не удалось разместить медиагруппе
"АЖУР" на заранее арендованном рекламном носителе в Санкт-Петербурге.
Чиновники дали устную директиву всем крупным операторам рынка наружной
рекламы воздержаться от появления любых плакатов, посвященных Дню
Победы, выходящих за рамки официальной программы.
«За родину! Без Сталина» - этот девиз должен был быть напечатан на
плакате в честь Дня Победы в первый майский день в Санкт-Петербурге.
Плакат собирались установить на Московском проспекте - напротив
Московских ворот. Столь известный всем лозунг времен Великой
Отечественной войны был лишь чуть изменен - второй предлог «за» уступил
частице «без». Порой частица не только меняет содержание, но и придает
гораздо более глубокий смысл оригинальному варианту.
Частица стирает насильно навязанный исторический вымысел и восстанавливает уважение к советским солдатам, освободившим страну и сломавшим нацизм. После того, как мэр столицы Лужков санкционировал размещение на московских улицах праздничных плакатов с изображениями лика «вождя» вместе с другими военачальниками Великой Отечественной, в СМИ вспыхнуло обсуждение. В обществе столкнулись мнения: «праздник Победы со Сталиным или без него?»
Мы решили для себя этот вопрос. А место для плаката было выбрано не случайно.«Слепая вера в исключительность одного человека, обожествление кого бы то ни было, типичная черта людей невежественных и забитых. Попросту говоря, рабов. При этом, такой «раб» может и жить в глухомани, и стоять высоко в табеле о рангах. Чаще второе. Мы предложили девиз, способный объединить современников. Лично у меня он теперь будет ассоциироваться с убеждением, сохранившим свою внутреннюю символику и через многие десятилетия, – no pasaran», – объяснил председатель Союза журналистов Санкт-Петербурга, директор АЖУРа Андрей Константинов.
Самое поверхностное, что могло бы прийти в голову при взгляде на плакат, это мысль о провокации в преддверии праздника. Специально чтобы избежать такого толкования, на нем изображена фронтовая фотография ветерана войны, петербуржца Аркадия Забежинского. «Я воевал не в штабах. Никогда, нигде в окопах я не слышал, как солдаты кричали «За Сталина!» - сказал он «Фонтанке».
Тем не менее, акция АЖУРа не прошла. Вот так нам прокомментировал отказ руководитель агентства «Квадрат», размещающего наружную рекламу: «Есть негласное распоряжение о том, что все, что связано с символикой 9 Мая, должно проходить согласование со Смольным. Известны случаи, когда плакаты снимались по звонку, после того, как кто-то из чиновников, проезжая по городу, оказывался недоволен их появлением. Отмечу, что любой оператор наружной рекламы сталкивался с таким явлением, поэтому большинство, заключая контракт с рекламодателем, прописывает, что по не зависящим от них причинам возможно возникновение ситуации, когда рекламные площади окажутся занятыми. Именно поэтому убытки компаний-операторов минимальны. В данном случае мы столкнулись с боязнью: вдруг позвонят, придут с проверками. Реакция властей непредсказуема».
В комитете по печати и информационной политике, курирующем «наружку», мы категорически не получили по возникшей ситуации никаких комментариев. Нам посоветовали присылать вопросы в письменном виде.
Нам кажется странным, что кто-то за нас пытается решить, какой должна быть память о Победе.
Старший партнер юридической фирмы Pen&Paper Константин Добрынин высказал правовую точку зрения по этому вопросу: «Юридически комментировать яркий образец «телефонного права» бессмысленно. Но могу предложить журналистам провести юридический и журналистский эксперимент, назовем его условно «контрольная закупка». Поскольку впереди у нас еще много достойных дат, так или иначе относящихся к Великой Победе, которую надо отмечать без Сталина, – давайте фиксировать каждое свое действие по процедуре заключения и исполнения сделки по рекламному размещению информации (в нашем случае плаката) и юридически реагировать на каждое незаконное действие третьих лиц, пытающихся влиять на обычную гражданско-правовую сделку. Мне кажется, это будет весьма интересно и небесполезно. Особенно в свете последних либеральных инициатив Дмитрия Медведева».
Несмотря на устное право, щепетильно относящееся к упоминанию
Сталина, по Невскому проспекту уже курсирует автобус № 187, на бортах
которого напечатаны портреты «отца народов». Также изобретения
сталинистов висят в одном из дворов Московского района среди
агитплакатов военных лет.
Спорить со сталинистами нам не о чем. А сомневающимся в этичности
предложенного нами текста мы убедительно советуем купить самый
правдивый роман о войне выдающегося русского писателя и фронтовика
Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Астафьев из пехоты. Астафьева
признавала даже коммунистическая власть. Астафьев давно сказал: «Мы
победили мясом».
Да и сам Джугашвили завещал нам разобраться. Так, в доме-музее в Гори
до сих пор висит его цитата: «Должен вам сказать, товарищи, по совести,
что я не заслужил доброй половины тех похвал, которые здесь раздавались
по моему адресу. Я вынужден поэтому восстановить подлинную картину
того, чем я был раньше и кому я обязан нынешним своим положением». А
рядом на стене висит картина Джапаридзе «Сталин в гробу».
Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»
См. также:
Петербург, 5 мая 2010: автобус со Сталиным на борту - вылазка маргиналов?
Как относиться к автобусу со Сталиным?
Что думают об автобусе с рекламой Сталина законодатели и омбудсмен Петербурга?
НИЦ "Мемориал" просит Губернатора принять меры к пресечению политической провокации в Петербурге