День мецената в Эрмитаже
На торжества были приглашены те, чьими руками воссоздается меценатство и благотворительность в России. В этом году в Дне мецената приняли участие гости из Москвы, Вологодской области, Финляндии, Швеции. Рассказывает наш корреспондент Андрей Рысев.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, открывая встречу, отметил, что очень важно не только совершать добрые дела, но и благодарить за них: «нам надо учиться говорить спасибо».
Автор идеи праздника, главный редактор альманаха «Русский меценат» Аркадий Соснов, суть праздника - представление благотворительных проектов. В течение трех последних лет День Мецената проводится при участии Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга. 13 апреля в Эрмитаже были представлены самые разные проекты, поддержанные благотворителями - золочения легендарной скульптуры «Самсон, раздирающий пасть льва» ГМЗ «Петергоф», возрождение Санкт-Петербургским Политехническим университетом усадьбы первого ректора вуза князя Гагарина Холомки в Псковской области.
Особое внимание Аркадий Соснов обратил на появление такой формы помощи как «креативная благотворительность». В качестве примера он представил проект двух подвижников – художников Светланы и Николая Карлыхановых. Они приехали из Узбекистана после распада СССР и сумели победить в тендере на право благоустройства разваливающегося дома – бывшую усадьбу знаменитого мореплавателя, адмирала Петра Федоровича Анжу. И в течение нескольких лет восстановили ее собственными руками, сделав там музей.
Другим таким примером Аркадий Соснов назвал деятельность фонда «Открытый мир» балерины Екатерины Щелкановой. Благодаря ее активной работе по продвижению благотворительности удалось собрать под своими знаменами ряд мировых звезд и в итоге начать бесплатные танцевальные занятия 11 детей - учащихся Детского дома № 9 Фрунзенского района Петербурга. Сейчас они учатся в балетных классах Театра Якобсона.
В ответном слове она отметила, что «мы должны делать все возможное для того, чтобы каждый ребенок, особенно лишенный родительской заботы, мог реализовать свой творческий потенциал». Ну а корреспонденту Когита!ру Екатерина Щелканова рассказала, что уже отбирает новую группу ребят из других детских домов Петербурга и Ленинградской области. «Мы сейчас в процессе отбора, но детей уже более 50-ти, которые имеют способности к танцу. Правда возникла новая проблема – у нас в городе практически нет преподавателей должного уровня, которые могут обучать танцам детей в возрасте от 5 до 10 лет, но я уже договорилась со специалистами из США, которые смогут приехать сюда и будут обучать наших детей и педагогов».
Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев , который также стал почетным гостем празднования, рассказал о целом ряде благотворительных проектов вологжан. Среди них был представлен вологодский Музей кружева, который был открыт на средства жертвователей и за полгода со дня открытия уже сумел принять 25 тыс. посетителей.
Директор музея кружева Юлия Евсеева преподнесла в дар Государственному Эрмитажу серебряный инструмент кружевницы и пригласила всех на Первый Международный фестиваль кружева, который пройдет в Вологде в июне 2011 года.
Не обошлось и без других меценатских подарков Эрмитажу. В фойе театра был представлен дар американских друзей Эрмитажа - письмо Екатерины Второй князю Григорию Потемкину, 226 лет спустя вернувшееся под своды Зимнего дворца, где оно было написано. Эта переписка связана с созданием Черноморского флота на юге России.
На празднике выступили юные арфисты, пианисты, танцоры и солисты Академии молодых певцов Мариинского театра под руководством и при участии народной артистки России Ларисы Гергиевой.
Дата празднования Дня мецената и благотворителя выбрана не случайно. 13 апреля - день рождения римского аристократа, друга поэтов, художников и музыкантов Гая Цильния Мецената. Она была вычислена по оде Горация. Праздник в Эрмитажном театре – это также не случайно - в Эрмитаже находится картина Джованни Баттиста Тьеполо «Меценат представляет Августу свободные искусства», написанная в 1745. Она, по традиции, заняла почетное место рядом с импровизированной трибуной.