День памяти жертв Холокоста
Здесь случилась своя Катастрофа - 872-дневная блокада. Лениград стал "городом смерти": большая часть населения Ленинграда умерла от голода и небольшой процент погибших от бомбежек. По разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек (в Международном военном трибунале в Нюрнберге фигурировало 632 тысячи человек).
В официальной статистике никогда не учитывались умершие в тюрьмах подследственные и заключенные, а также приговоренные к ВМН - всю блокаду здесь "продолжала работать машина политического террора" (И.Флиге: "Репрессии в период блокады Ленинграда". Вестник "Мемориала", № 4/5. СПб., 1995). Как пишет Ирина Флиге, "блокада Ленинграда в наибольшей степени демонстрирует абсолютное пренебрежение интересами населения, характерное для тоталитарных режимов государств, вступивших в схватку в 1941, и к 1944 (году снятия блокады) превративших цветущий город в пустыню".
Итак, как показал мониторинг новостей о событиях 27 января 2010 в Петербурге, похоже лишь Валентина Матвиенко вспомнила в этот день о Холокосте.
Между тем, День памяти жертв Холокоста – массового уничтожения евреев нацистами в годы Второй мировой войны. Он установлен по решению ООН в 2005 году. Освенцим (Аушвиц) освободили 27 января 1945 года солдаты 100-й Львовской пехотной дивизии, входившей в состав 60-й армии Первого Украинского фронта. Во время боев за освобождение лагеря погибли более 200 советских солдат.
Первыми узниками лагеря смерти были арестованные гитлеровцами участники польского сопротивления, позже Освенцим стал местом массового геноцида евреев. В этом лагере гитлеровцы уничтожили 1 миллион 100 тысяч евреев, десятки тысяч цыган, поляков, советских военнопленных.
Сегодня у памятника жертвам Освенцима запланированы совместные молитвы представителей различных конфессий, выступления премьер-министра Израиля Б. Нетанияху, делегации депутатов Кнессета и других высоких гостей, которые отдадут дань памяти погибшим. (Как известно, Президент РФ Д.Медведев не откликнулся на приглашение Президента Республики Польша Леха Качиньского и не поехал в Польшу 27 января. Россию представлял министр образования Фурсенко. И это вызвало немало толков как в России, так и в Польше. Но об этом позже.)
В рамках мемориальных мероприятий в Кракове состоялась научная конференция, в которой приняли участие министры образования стран-членов ЕС.
В Кракове в эти дни проходит Форум, посвященный актуальным урокам Холокоста. Центральное внимание будет уделено Ирану и спонсируемым этой страной террористическим организациям. Как сообщил президент Европейского еврейского конгресса В. Кантор, с Ираном до сих пор работают шесть тысяч европейских компаний, несмотря на то, что правительства этих стран призывают бойкотировать Иран.
Президент Израиля Ш. Перес выступил в германском Бундестаге. Он посвятил часть своей речи «сегодняшним продолжателям дела Гитлера», главным из которых будет назван президент Ирана.
Как сообщают СМИ, накануне Ш. Перес встретился с канцлером Германии А. Меркель, которая заявила, что новые санкции против Ирана, возможно, будут приняты уже в феврале. Германия и Франция объединенными усилиями добиваются скорейшего принятия решительных мер, направленных против иранской ядерной программы.
В прошлые годы в этот день в Бундестаге выступали известные историки и политики, общественные деятели, свидетели времени. Среди них были, например, пережившие Холокост писатели – лауреат Нобелевской премии мира Эли Визель, лауреат Нобелевской премии по литературе Имре Кертес.
Выступления израильских политиков состоялись и в других странах. Министр иностранных дел А. Либерман произнес речь в Будапеште, его заместитель Д. Аялон – в Братиславе, министр культуры и спорта Л. Ливнат – в Париже.
27 января в Москве в большом зале Центрального Дома литераторов состоялся мемориальный вечер-реквием. Вечер организуется ежегодно Центром и Фондом «Холокост». С воспоминаниями выступил узник Освенцима Анатолий Ванукевич и освободитель лагеря Ушер Маргулис; министр культуры РФ А. Авдеев, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству М. Швыдкой, дипломаты, лидеры национальных и религиозных организаций, деятели культуры.
Никита Ломагин об антисемитизме в период блокады