Федор Дубшан: На смерть Дмитрия Мачинского
8 января умер Дмитрий Алексеевич Мачинский - историк, археолог, научный сотрудник Эрмитажа, один из основателей общества "Мемориал" в Ленинграде в 1988 году.
В 1995 году Дмитрий Алексеевич учредил научные чтения памяти своей дочери, археолога Анны Мачинской, ежегодно проходящих в Старой Ладоге в декабре.
С 2002 года он - соучредитель Санкт-Петербургского Научно-информационного центра "Мемориал". Дмитрию Мачинскому было 74 года.
Мне повезло знать его лично.
Впервые мы встретились в Эрмитаже, в отделе скифов - Дмитрия Алексеевича попросили провести экскурсию для группы юных университетских культурологов.
И он повел нас вдоль скифских бляшек и уздечек, сосудов и золотых гребней. Стал говорить о них в своей характерной манере - остроумно, живо, горячо, язвительно.
А потом вещи в витринах стали как-то сами собой оживать. Пространство вокруг наполнилось их родной реальностью.
На золотых украшениях хищные птицы терзали оленей, а закрученные оленьи рога превращались в птичьи клювы.
Девы из далекой Гипербореи, с Алтая, через весь континент несли дары Аполлону в Дельфы.
Греческие циклопы и трехглазые каменные изваяния в Хакасско-Минусинской котловине оказывались ближайшими родственниками.
Пыль веков сдуло ветром. Открылись какие-то невероятные глубины времени и пространства. Все оказалось связано единым сюжетом.
В одном интервью для радио «Свобода» Дмитрий Алексеевич сказал, что хорошо ходить на такие выставки с кем-то «посвященным, археологом или историком, который заставил бы эти экспонаты заговорить, а они говорят очень о многом».
В случае с другими специалистами это описание могло быть образом, метафорой. В случае с ним дело обстояло именно так. Он был именно что посвященным. Как древний бард, умел заставить говорить предметы и сквозь них - саму историю.
Он неимоверно увлек меня тогда. После я ходил к Дмитрию Алексеевичу на курс источниковедения, который он читал на истфаке.
И понял еще кое-что: для него прошлое не было искусственно отделено от настоящего. Его поэтому упрекали в субъективности, называли фантазером, мыслящим не вполне научно.
А он так же страстно осуждал убийства, совершенные князем Юрием Долгоруким, и поздние «идеологические» вставки в «Повесть временных лет» - как и нынешние произвол и бесчинство людей, имеющих власть. Напоминал, что агрессия голодного державного Левиафана и достоинство отдельного человека всегда существовали и всегда имели значение.
Об этом он заявлял, ничего не боясь и не стесняясь. Потому что не видел необходимости стесняться, призывая людей вести себя по-людски, цивилизованно. Так, как ведут себя люди в большом и открытом мире.
- Если мы очень постараемся, - говорил Дмитрий Алексеевич, - и у нас есть смутный и дальний шанс вернуться в мировую цивилизацию.
«Вчера» у него приобретало актуальность, оживало - а «сегодня» получало историческую глубину. Из этого соединения возникали смысл и перспектива. Которых нам так часто не хватает.
Спасибо ему за эти уроки. Царствие Небесное.
Похороны Дмитрия Алексеевича Мачинского - сегодня, 12 января. Прощание начинается в 11.30 в Государственном Эрмитаже.
Федор ДУБШАН, Вечерний Петербург
См. также на Когита!ру:
Умер Дмитрий Алексеевич Мачинский
Раскопки Петра Сорокина превосходят диапазон раскопок Шлимана!
12 декабря 2010: Митинг в Петербурге "Приговор Ходорковскому - приговор будущему России"