"Хасанские" хроники
Утро 16 февраля 2010 началось с очередной атаки на квартиру юриста «Хасанского» Григория Соломинского. Он должен был встречать московских правозащитников в аэропорту…
Григорий Соломинский за 2009 год стал не только идеологом, но и символом общественного противостояния на «Хасанском». В своем блоге он подробно описал личную эпопею как историю расправы над гражданским активистом и защитником ТК "Хасанский". Сегодняшние утренние события изложил его адвокат Юрий Лучинский в своем блоге. Лучинский пишет, что «с утра в квартиру Соломинского ломились неизвестный в гражданской одежде и милицейском камуфляже без знаков различия. Представлялись то "милицией", то "ОМОНом", то "сантехслужбой по поводу протечки". Выдержав осаду квартиры Соломинского до его явного опоздания в аэропорт, неизвестные скрылись. Никаких протечек не было. Соломинский проследовал по делам».
Член Общественной палаты РФ Александр Брод, приехавший сегодня в Петербург ради «Хасанского», известен с разных сторон. Он обеспечивает легитимацию итогов российских выборов от имени НГО под эгидой специально созданной для этого некоммерческой ассоциации «Гражданский контроль» (для правозащитного уха в нашем городе этот перевертыш звучит особенно вызывающе). Он же безуспешно пытается конкурировать с центром «Сова» в публикации параллельных мониторингов преступлений неонацистов. Когда-то он упорно выступал против альянса гражданских активистов с НБП и участия в протестных акциях с Лимоновым… И вдруг сегодняшний кульбит - вместе с вице-президентом Гильдии российских адвокатов Василием Дикусаром Брод прилетает в Петербург в качестве комиссии Общественной палаты, чтобы вмешаться в конфликт "Хасанского" рынка и городской Администрации. Впрочем, это маргиналии - для предпринимателей "Хасанского", Григория Соломинского и СМИ бэкграунд Брода оказался не важен, так почему он должен быть важен для нас?.. (Комментарий редакции)
После экскурсии по рынку, Брод заявил: «Первое впечатление — рынок востребован». Представители правозащитного официоза поговорили с жителями близлежащих домов, убедились в желании жителей и дальше пользоваться услугами торговой зоны, получили все необходимые документы, которые «находятся в надлежащем состоянии» и направились на встречи с депутатами ЗакСа, с прокурором города и губернатором Валентиной Матвиенко. Брод и его коллега сочли необходимым изучить документы и выслушать другие стороны конфликта.
Как сообщает сегодня Закс.ру, "руководители города заявили комиссии [Общественной палаты], что по территории Хасанского уже проведен тендер, определен застройщик, действующий по утвержденному проекту". Комиссия собирается изучить представленные обеими сторонами документы и инициировать слушания в Общественной палате, обещает следить за развитием ситуации, а до тех пор призывает стороны оставаться в рамках закона.
Надежда на конструктивность сторон не угасает, несмотря на возведенный забор
В конце минувшей недели в «Зеленой лампе» состоялась совместная пресс-конференция представителей рынка и депутатов Законодательного Собрания от фракции КПРФ. Там предприниматели объявили о более конструктивных, нежели перекрытие дорог, проектах диалога с властью. Они в очередной раз заявили о своей заинтересованности в мирном и взаимовыгодном для них и города урегулировании разгоревшегося конфликта и предложили цивилизованный выход из проблемной ситуации.
Председатель совета предпринимателей ТК «Хасанский» Виктор Довженко отметил, что предприниматели Хасанского рынка готовы на любой цивилизованный диалог с властями. «Мы предлагаем поэтапное строительство комплекса: пока на одной половине территории будут сооружать новые помещения для торговли, во второй половине будут находиться предприниматели и вести свою торговую деятельность» - сказал Довженко. Отвечая на просьбу корреспондента Когита!ру подробнее рассказать об этапах строительства, председатель совета отметил: «У нас есть на руках проект по реконструкции Хасанского рынка, мы готовы помогать в строительстве рынка, но сейчас нас просто хотят оттуда выгнать».
Напомним, что аналогичный проект был разработан еще в 2008, но сначала он «потерялся» в столах чиновников, а затем был признан непригодным. Именно тогда и появилась идея продать данный участок на торгах, а в итоге город решил построить свой комплекс за бюджетные средства (читай – на деньги налогоплательщиков).
Сегодня предприниматели устами Виктора Довженко по-прежнему утверждают: «Мы не отказываемся от того, чтобы выкупить площади в новом здании и переехать туда, после того как оно будет готово. Мы просто не хотим остаться на улице прямо сейчас. Эти три года (сроки строительства – А.Р.) нам попросту будет негде работать и нечем кормить свои семьи. По сути, у нас никаких требований к городу нет. Мы просто хотим жить и работать».
По его словам, предложение альтернативных мест торговли (на наличие которых постоянно обращали внимание чиновники) на «Ириновских рядах» не могут стать заменой нынешним. «Альтернативные места таковыми просто не являются, их просто не существует. Нам предлагают переехать в брезентовые шалаши без отопления и освещения», - подчеркнул Довженко.
Его поддержала предприниматель рынка Людмила Шкарпина: «Я посмотрела места, которые нам предлагают. Мало того что они не оборудованы необходимым образом, так еще выделили их по принципу «На тебе, Боже, что нам негоже». Кроме того, директора торговых комплексов, куда нам предлагается въехать, требуют выкуп с наших предпринимателей за торговые места».
Депутат ЗакСа Владимир Дмитриев поддержал предпринимателей, несмотря на классовые расхождения. Он отметил, что фракция КПРФ "давно и пристально следит за проблемой Хасанского рынка и старается всячески помочь разрешить ситуацию по закону и без ущерба для представителей малого бизнеса".
Способы решить ситуацию предложил другой депутат, председатель комиссии ЗакСа по промышленной политике Александр Ольховский. Парламентарий напомнил, что «людям нужно работать здесь и сейчас, чтобы не умереть с голоду». Варианты выхода из конфликта, по Ольховскому, такие: «Первое – это выкупить на торгах свой участок и начать на нем строительство. Но мы с вами прекрасно понимаем, что это невозможно, даже если «хасанцы» сложат все свои средства». Другой вариант – это бюджетное строительство рынка (то, что предлагает город), но, Ольховский считает, «петербургское правительство не готово предоставить предпринимателям с «Хасанского» гарантии получения торгового места после завершения строительства».
Тем не менее, депутат Ольховский считает наиболее приемлемым вариант формирования государственно-частного партнерства: «Это и будет примером сотрудничества государства с малым бизнесом», что можно осуществить посредством переговоров, так как в обратном случае, говорит он, лишение рабочих мест нескольких тысяч человек может привести к «повышению социальной неустойчивости».
Масленица – праздник откровенийСвоеобразным ответом на действия правоохранительных органов стало празднование на территории рынка масленицы. В воскресение порядка двухсот предпринимателей решили провести свои проводы зимы. Проходило это под пристальными взорами милиции и ОМОНа. Как минимум два автозака и несколько нарядов милиции попытались было приостановить акцию.
Рассказывает предприниматель Галина Пан: «Они подошли ко мне с требованием прекратить акцию, так как у нас нет разрешения на проведение народных гуляний. Я им в ответ: А что, если я хочу отпраздновать день рождения, мне тоже надо получать разрешение?».
Не найдя ответа, правоохранители несколько отступили, запретив лишь сжигание чучела зимы на территории рынка в целях соблюдения «пожарной безопасности».
Ничуть не смутившись, собравшиеся провели действие, более напоминавшее крестный ход вдоль возведенного недавно забора. Получилось даже еще более символично.
Попытки прекратить народные гуляния, в том числе катание детей со снежной горки (снег, по правде говоря, был не очень чистый – А.Р.) закончились мирно.
«Ко мне стали подходить представители правоохранительных органов и просить бесплатные блины, которые мы предлагали собравшимся» - свидетельствует Галина. До участия команды милиционеров в викторинах и, в частности, в перетягивании каната, правда, дело не дошло. Ну а после того, как организаторы заявили, что «для всех, кто не участвует в конкурсах выход платный», количество людей в погонах заметно уменьшилось…
Но есть и другие свидетельства (и пусть не обижаются апологеты рынка, – если описывать ситуацию, так описывать целиком). Например, работник Александр корреспонденту Когита!ру в приватной беседе посетовал, что «ни разу на наших акциях протеста руководители рынка не присутствовали» (вероятно, Соломинского он руководителем не считает). Более того, «некоторые предприниматели, в связи с создавшимся положением и невозможностью нормально работать и зарабатывать, обратились к руководству с просьбой перенести сроки внесения арендной платы, но получили отказ». Также предпринимателям отказались снизить арендные претензии к торговцам: «Если бы они (руководство рынка - автор) сделали арендную плату 5-10 тысяч на это смутное время, то предприниматели с еще большим рвением стали бы защищать свой бизнес – они бы понимали поддержку администрации». Однако этого сделано не было. Сделано было больше: «Как только просрочка по оплате составила более 4-х дней, было выдано распоряжение срезать замки у штрафников, заменив их на свои, чтобы те смогли забрать вещи только после выплаты задолженности». Вот вам и оскал капитализма…
Почему же все-таки на «Хасанском» произошло то, что произошло?
Кто-то ссылается на то, что бывшее болото было благоустроено, и туда были проведены коммуникации. Кто-то утверждает, что этот участок облюбовали более «серьезные» предприниматели. Самые отчаянные головы рассказывают, что судьбу рынка еще в 2004-2005 решил интерес к этой территории предпринимателя и банкира Сергея Матвиенко… (По запросу Виктора Довженко 14 января был получен ответ из Генпрокуратуры. В ответе, подписанном помощником генпрокурора Александром Яцевым, в частности указывается, что «по факту заинтересованности Сергея Матвиенко в продаже доли в ООО ОМИ установлено, что в 2005 году с ним велись переговоры, однако сторонами каких-либо сделок заключено не было»… Но сейчас это, в любом случае, уже история.)
Передел ли это сфер влияния, рейдерский захват, месть чиновников непокорным гражданам, столкновение вкусовых предпочтений (ну, не нравится городскому начальству облик комплекса - и все тут; все быстро забыли о тотальном сносе ларьков у метро и на остановках перед саммитом G8 весной 2006, нескольких попытках унификации торговых павильонов и смены их владельцев)... Или это веяние времени – банальное выдавливание мелкой розницы гипермаркетами и дискаунтерами. Одно или другое или все вместе – не так важно. Документальных подтверждений ни одной из версий, разумеется, нет.
Главный пафос общественности и защитников "Хасанского" – это люди, которых выбрасывают на улицу. Если всех сосчитать, получится не так мало, даже для мегаполиса – отнюдь не упоминаемые две тысячи. И слово "Хасанский" и выражение "малый бизнес" все выучили за последний год только благодаря активному сопротивлению этих людей.
90% людей, работающих на рынке - жители близлежащих домов. Таковых было по разным оценкам от 3 до 5 тысяч человек. Приплюсовав членов их семей, эта цифра увеличивается, не менее чем в два раза. А это значит, что эти люди могут попасть в число малоимущих граждан. Кому это надо? А кто выплатит компенсацию предпринимателям? Думаю, даже мысль о том, что они, дескать, давно уже все окупили, является некорректной.
Пока же надежда остается. Депутаты ЗакСа, поддерживающие «хасанцев» будут пытаться вмешаться в конфликт. Подобные действия предприниматели ждут и от визита членов Общественной палаты. Но пока… под охраной правоохранителей заваривается забор и въезды в рынок. И… заносится снегом пепел от сожженного на масленицу чучела «Злой Бабы»…
Продолжение следует
Материалы по теме
Масленица на ХасанскомНевыносимая легкость ведения малого бизнеса
Хасанский рынок как зеркало развития малого бизнеса
Соломинский против УВД: дело об избиении
Предприниматели обратились к банкирам за поддержкой