Коррупционная отставляющая
Итак, вчера в Законодательном собрании Петербурга прошел Всероссийский научно-практический форум «Местное самоуправление. Борьба с коррупцией на местах». Выяснилось, что бороться с коррупцией надо, однако что это такое и есть ли коррупция в Петербурге, до конца уяснить так и не удалось. А как бороться с тем, что непонятно? Разве что молитвами...
Как-то на закате эпохи «развитого социализма» была такая юмореска. Иностранная делегация приехала на некий завод. Руководитель предприятия водил по цехам гостей и вдруг кто-то из них неожиданно спросил: «А как у вас с прогулами на заводе?». Ответ прозвучал незамедлительно: «У нас прогульщиков нет, и с каждым днем становится все меньше и меньше!».
Примерно такое же впечатление сложилось после посещения данного антикоррупционного форума. С одной стороны, глава Комитета по законодательству ЗакСа Виталий Милонов с трибуны рассказал, что «коррупция в России присутствует практически во всех ветвях власти, на всех уровнях». Но на просьбу Cogita!ru назвать конкретные примеры оказался менее уверен в данном постулате: «Да такие факты имеют место, но не в Петербурге…». Он рассказал, что такие случаи имеют место быть в других регионах, например в Великом Новгороде, а у нас «об этом можно говорить лишь после решений суда…». Автор никак не претендует на то, чтобы развенчать идею чьей бы то ни было «презумпции невиновности» - одного из важнейших постулатов демократического общества. Но, с другой стороны, становится непонятным – с чем же мы должны бороться? И с чем же борются все ветви власти. Может быть, стоило подобный Форум провести в том же Великом Новгороде? Но он проходил в Петербурге.
Отсыл к советским временам не случаен. Его подметил и заместитель председателя комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности правительства Петербурга Иван Бурлаков. По его мнению, причины коррупции представители власти видят в нравственном разложении. Он отметил, что «коррупция появилась вследствие падения нравов», которое произошло после распада Советского Союза. «Муниципальные образования должны действовать, исходя из нравственных ориентиров, — заявил чиновник. - Нравственный упадок, а вместе с ним и коррупция добрались до самых высших эшелонов власти — это очень опасный знак» - посетовал г-н Бурлаков. Правда, примеров он также не привел.
Однако, еще не все потеряно, подметил чиновник, так как правительство и президент предлагают все более новые меры, которые должны исправить ситуацию. Меры эти уже существуют: «плакаты антикоррупционного содержания, которые расклеены в городе», а также «экспертиза принимаемых законопроектов на коррупциогенную составляющую». Впрочем, экспертизу должны будут проводить консалтинговые структуры по заказу тех же самых властей.
Г-на Бурлакова поддержал и Михаил Пасашков, исполнительный директор Совета Муниципальных образований Санкт-Петербурга. Он также отметил, что «корни коррупции лежат в советском прошлом, когда такого понятия не существовало в принципе – в Уголовном кодексе присутствовали статьи, связанные с расхищением социалистической собственности».
В подтверждение разложения нравственности муниципал сообщил о данных недавнего социологического опроса среди молодежи, организованного одной из иностранных компаний. На вопрос «почему нельзя быть коррупционером?» отвечали 100 молодых людей России. «Так вот – отмечает Пасашков – 99 ответили, что «они могут быть пойманными» и лишь один, что «это плохо»…».
Действительно, в те самые якобы «лихие 1990-е», когда нефть, главный «хлеб» страны стоила $9 за баррель, власти просто не справлялись с социальными обязательствами и, зачастую закрывали глаза на, например, неуплату налогов и ряд других вещей. Но затем, в эпоху расцвета путинского режима, это стало не только нормой, но и развилось с таким размахом, что не только иностранные социологи, но даже правоохранительные органы вынуждены заявлять о расхищении значительной части бюджетов всех уровней.
В Петербурге такие факты были замечены не только журналистами, но и чиновниками. Как-то мне один и представителей Комитета финансов в частной беседе возмущался по вопросу закупок обыкновенной канцелярской продукции. Так вот выяснилось (этот чиновник ранее работал в данной сфере), что даже по результатам конкурса Госзаказа, те же ручки и скрепки оказались дороже, чем в соседнем магазине в полтора раза. Не говоря уже о подарочных портмоне и ежедневниках…
Депутаты ЗакСа не раз поднимали вопрос о том, что продукты питания, закупаемые оптом для школ и детских садов, стоят выше, чем в розничной торговле. Да и нам, журналистам приходилась наблюдать, например, что медикаменты в больницы закупаются по цене более высокой, чем в тех же розничных аптеках.
Контрольно-счетная палата Петербурга, по результатам проверок, находила другие моменты коррупционной составляющей. Представителей Палаты постоянно удивляет, что конкурсы на право проведения тех или иных работ – будь-то ЖКХ или ремонт школ, «выигрывают» одни и те же компании. Причем результаты их работы не всегда признавались выполненными или эффективными, причем также из года в год. Это было и в Василеостровском районе, это было и в Невском, и во многих других местах.
Но вернемся к борьбе с коррупцией. Иван Бурлаков подчеркнул, что «от решения этой проблемы никто не должен оставаться в стороне – нельзя ее заговорить и забюрократизировать». Он отметил, что нужно прививать людям понимание природы коррупции — вести пропаганду среди граждан, так как «виновен в коррупции не только тот, кто берет взятку, а и тот, кто ее дает».
Честно говоря, мне, раз несколько, приходилось давать взятку. Пару раз милиционерам –окурок выбросил, к примеру, не там из-за отсутствия урны. В остальном – работникам железных дорог, дабы доехать до места назначения без билета. Есть подобные прегрешения и у Виталия Милонова – ему «на машине приходилось нарушать Правила дорожного движения». Но здесь же депутат поправляется: «Не надо просто давать взятки, тогда и брать не будут…».
Но увы, взятки милиционерам или сотрудникам ГИБДД это не вопрос коррупции – это взяточничество, что также отвратительно. А вот как быть с теми же компаниями, которые поставляют медикаменты, школьные завтраки? А сколько таких примеров в строительстве? Это же и есть коррупция, когда конкурс выигрывает не тот, кто может сделать лучше и дешевле, а тот, кто «должен» выиграть!
Но г-н Милонов уверен, что «в Петербурге таких случаев не зафиксировано, так как нет судебных решений, а на муниципальном уровне они проявляются все реже и реже». Того же мнения придерживается и Михаил Пасашков. Он в своем выступлении отметил, что «представители муниципальных образований находятся ближе всех к народу и являются примером отсутствия коррупции в своей среде, а случаи нарушений носят единичный характер». Значит все хорошо? С чем же тогда боремся? Виталий Милонов отметил, что «эта задача поставлена президентом». Так что, для галочки?
Именно такое мнение представил один из немногих выступавших на Форуме. Муниципальный депутат округа «Финляндский» Юрий Шепелев в сердцах заявил, что сейчас как раз происходит банальное заговаривание проблемы. «Проведем пять совещаний и искореним коррупцию – да ни хрена мы ее не искореним!». По его мнению, в коррупции чаще всего виноваты сами муниципалы, которые из-за своей юридической неграмотности провоцируют случаи ее появления. Депутаты органов местного самоуправления должны быть представителями гражданского общества, уверен Шепелев, но их надо этому учить. Примером могут служить европейские страны, в некоторых из которых после избрания муниципальных депутатов их обучают в течении двух недель бесплатно обучают ведению делопроизводства.
Но в нашей стране традиции, видимо, иные. В президиуме Форума кроме самих муниципалов находился православный священник протоиерей Александр (Ганьжин). Помимо присутствия он зачитал участникам обращение митрополита Владимира. «В разное время по-разному боролись с грехом лихоимства, — читал священник, — Русская православная церковь не возражает против экономических способов борьбы с коррупцией, но в первую очередь проблема лихоимства — духовная».
Развил тему православной борьбы с коррупцией и подошедший позже депутат Виталий Милонов, возглавляющий парламентский комитет по законодательству. В беседе с журналистами Милонов процитировал Библию: «нравственный верующий человек меньше подвержен коррупции, так как в Писании определенно сказано — горе тому, кто возжелал чужое».
Касаясь земного, Милонов отметил, что основными действиями по борьбе с коррупцией на муниципальном уровне, должна стать прозрачность работы муниципалов, четкая схема работы и единый механизм муниципального заказа. По его словам муниципальный заказ «стоимостью свыше 100 тысяч рублей должен обязательно представляться на едином городском портале, этот шаг в большей степени уничтожит коррупцию на муниципальном уровне». Правда, здесь городские власти, опять-таки упираются в федеральное законодательство, которое «надо менять осторожно». Так что пока главный инструмент борьбы с коррупцией в органах местного самоуправления — пропаганда, как среди обычных граждан, так и среди чиновников, в том числе посредством социальной рекламы.
Но, как считает председатель комиссии по муниципальным, районным и корпоративным СМИ Союза журналистов Петербурга Валентин Сидорин информации, появляющейся на плакатах в метро и на улицах города, явно недостаточно: «Эти общегородские акции направлены одновременно на всех и в то же время адресно ни на кого – необходима работа по информированию о том, как жители конкретных районов могут поучаствовать в программах по борьбе с коррупцией, что люди могут полезного сделать для города» сообщил журналистам Сидорин. Правда, это было вне Форума. Но это, к счастью не все.
Одним из организаторов Форума выступала группа компаний «Консалтум», которая как раз занимается антикоррупционной экспертизой нормативных актов. Например, массу возможностей для получения взятки юристы нашли в законе о закупках для государственных и муниципальных нужд, пресловутом 94 ФЗ. Правила оформления конкурсной документации, по их мнению, не достаточно четко прописаны и позволяют чиновникам превышать свои полномочия. А вот еще не принятый в Госдуме Закон о «Противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», но прошедшей оценку в «Консалтуме», представители компании утверждают, что «80% позиций, закрепленных в законопроекте, имеют коррупциогенную составляющую». Сейчас законопроект представлен ко второму чтению и в ближайшее время будет приниматься в окончательном чтении.
Так что, «борьба» с коррупцией будет «продолжаться». И почвы для этого, похоже, все больше и больше…