Праздник петербургского трамвая: остатки былого величия
Первый трамвай вышел на улицы Санкт-Петербурга в 1907 году - от Главного штаба Адмиралтейства до 8-й линии Васильевского острова. Через месяц открылось трамвайное движение по Садовой линии - от Невского проспекта до Покровской площади (ныне пл. Тургенева).
«Я уверен, что трамвай будет продолжать работать в структуре общественного транспорта», - сказал Дмитрий Знаменскй, заместитель председателя комитета по транспорту.
«История нашего города неразрывно связана с трамваем, и сейчас он по-прежнему продолжает развиваться», - сказал директор Санкт-Петербургского Горэлектротранса Леонид Серебряков.
«Только в обратную сторону», - негромко добавила женщина-ветеран из аудитории. Трамвайщики, которым пришлось работать во времена расцвета трамвайного транспорта, сейчас с грустью наблюдают умирание петербургского трамвая: за последние 20 лет были демонтированы сотни километров пассажирских путей, их общая протяженность сократилась в два раза (с 1000 до 500 км).
У Юрия Семенова, несколько десятков лет водившего трамвай, поздравительная речь вышла противоречивой: горечь за судьбу этого вида транспорта не смогла затмить даже неуклюжая похвала в адрес губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко.
«Жаль, что наш трамвай убирают с наших городских магистралей. Сейчас трамвай переживает второе рождение. Губернатор Валентина Матвиенко недавно принимала новый трамвай 2005 года, с выдвижными ступеньками. Если бы такой трамвай ходил по Исаакиевской площади, по мосту лейтенанта Шмидта, он бы украсил наш город».
«К сожалению, трамвай в нашем городе умирает. Хотя в Европе он развивается», - говорит Михаил Дружининский, в течение многих лет работавший водителем трамвая и бывший главой Свободного профсоюза трамвайщиков.
Например, в Праге, где протяженность трамвайных линий сопоставима с Санкт-Петербургом, к 2016 году планируется построить еще одну трамвайную линию, а еще восемь – продлить. В Париже с 1992 года началось воссоздание трамвайной системы, уничтоженной ранее в угоду автомобильного движения. Развитие трамвая, и общественного транспорта вообще, было продиковано необходимостью избежать транспортного коллапса в городах, переполненных личными автомобилями.
По мнению Дружининского, одна из существенных причин сокращения трамвайного движения в Петербурге – лоббирование интересов нефтяных компаний, а также коррумпированность чиновников.
«Когда закрывали два трамвайных парка – на Васильевском острове и на Петроградской стороне – обещали построить новый современный трампарк на Ржевке. Нового трампарка до сих пор нет, а деньги, на мой взгляд, оказались в строительной конторе и в карманах чиновников», - говорит Дружининский.