Предметы и образы Гулага
Новое электронное представление материалов из фондов Виртуального Музея Гулага (www.gulagmuseum.org) в видео-ряде, сопровождаемом текстом из мемуаров о Гулаге и лагерной литературы, 23 декабря 2010 представили в Научно-информационном центре «Мемориал».
Этот новый электронный продукт готовился в течение 2010 года. Его основные авторы Ирина Флиге (автор сценария), Татьяна Притыкина (редактор), Александр Ходот (дизайнер). Продукт выпущен НИЦ «Мемориал» и Продюссерским центром Artikam. В настоящее время продукт по жанру определен как "первая виртуальная экскурсия". Существует он пока не на сайте «Виртуального музея Гулага» (ВМГ), а на отдельном CD-диске. После обсуждения и апробации в разных регионах и аудиториях продукт с изменениями и дополнениями будет размещена на сайте ВМГ. Сейчас хронометраж презентации - 45 минут.
В подборе материалов для этой "виртуальной экскурсии" участвовали также Татьяна Моргачева, Ирина Евгенова и Анна Шварц. Звукорежиссер проекта Александр Макеев. Монтаж Ильи Осичева.
Первая виртуальная экскурсия подготовлена при содействии Ford Foundation, The Sigrid Rausing Trust, Генерального консульства Литовской Республики в Санкт-Петербурге, ООО «Сноб Медиа».
Новый продукт НИЦ "Мемориал" и Artikam представляли директор НИЦ "Мемориал" Ирина Флиге, председатель Совета НИЦ "Мемориал" Александр Марголис и сотрудник НИЦ "Мемориал" и член Правления Международного "Мемориала" Александр Даниэль, который вел презентацию и последующее обсуждение.
В начале виртуальной экскурсии звучит следующий текст, раскрывающий замысел авторов:
"Что это значит: «экспонат Гулага»? В чем смысл послания, заключенного в нем? Свидетельством о терроре очень часто становятся предметы, по сути своей никакого отношения к Гулагу не имеющие. Значительная часть вещей Гулага — неспецифична. Ватник. Алюминиевая ложка. Барак. Ну и что? Почти вся стран жила в бараках, ходила в ватниках и ела алюминиевыми ложками.Предметы становятся свидетелями в силу обстоятельств ¬¬— когда конкретная вещь, пересекаясь с судьбой человека, приобретает собственную «биографию» и в силу этого становится носителем памяти. А что делать с предметом, индивидуальная история которого утрачена безвозвратно? Как раскрыть заключенное в нем послание о Гулаге? Как извлечь из этих странных экспонатов их смыслы, научить их говорить?
Мир Гулага ограничен и скуден; в нем каждая вещь обретает особую ценность. Их замечают, помнят, о них рассказывают люди, прошедшие через лагеря, и рассказывают по-разному. Память заключенных – странная, специфическая память: посуда напоминает им не о еде, а о голоде, одежда – не о тепле, а о холоде, орудия производства – об усталости, о каторжном подневольном труде.
В данном обзоре представлены некоторые экспонаты из коллекции Виртуального музея Гулага. Почти все они не имеют собственной истории (точнее, эта история утрачена). Чтобы выявить скрытые в них значения и смыслы - исторические, социальные, бытовые и личностные, - показ будет сопровождаться отрывками из лагерных мемуаров. Эти тексты связаны с экспонатами лишь ассоциативно".
После просмотра состоялось обсуждение экскурсии, в котором участвовали журналисты, правозащитники, историки, режиссеры и театральные деятели и сотрудники "Мемориала".
Стенограмма обсуждения появится на нашем сайте позднее в разделе "Дискуссии Мемориала".