12 августа в Петербурге состоялся матч сборных России и Италии. В составе итальянцев на поле вышел темнокожий форвард «Интера» Марио Балотелли, о возможной покупке которого клубом "Зенит" недавно сообщила итальянская пресса. Фанаты "Зенита" вывесили баннер на итальянском "Балотелли, мы тебя здесь не ждем".
Как отмечают спортивные комментаторы, следящие за процессом, в контексте ситуации с возможной покупкой "Зенитом" Балотелли, баннер является расистким. К игроку очевидно обратились не из-за его человеческих качеств или плохой игры: "Окажись Марио в «Зените», он стал бы первым в истории чернокожим игроком клуба. Эпизоды, когда восходящая звезда итальянского футбола владела мячом, получали акцентированное звуковое сопровождение: «Русские вперед! Русские вперед!»" -- прокомментировал автор не выпущенного к показу сюжета на 100ТВ Илья Десятирик.
По утверждению журналиста, сюжет не вышел в эфир на канале 100ТВ под давлением пресс-службы клуба "Зенит". " Представители клуба, вместо того чтобы избавиться от националистов на трибунах, решили просто сделать их незаметными," -- цитирует Десятирика Gazeta.Ru.
Из-за огласки этой истории с невыходом телесюжета, Телеканал 100ТВ уволил своего спортивного комментатора, написавшего о ситуации в своем дневнике вВконтакте, откуда о возможном контроле "Зенита" над политикой канала 100ТВ узнал Лениздат.Ру.
Увольнение журналиста вызвало новую волну дискуссии о том, насколько этично для СМИ пользоваться информацией, опубликованной для неограниченного круга лиц в социальных сетях.
Тем не менее, канал обвинения в цензуре отрицает. «Никакой цензуры в том, что в эфире «100ТВ» не был показан сюжет про расистский баннер фанатов «Зенита», нет. Материал не был готов вовремя и был сделан плохо. А проблема расизма на трибунах нас беспокоит не меньше других. Считаю неэтичным выставлять на всеобщее обозрение внутренние дела редакции, как это сделал Илья Десятерик», – заявил генеральный директор и главный редактор телеканала «100 ТВ» Андрей Разин.
Отметим, что националистические и расисткие выходки фанатов являются серьезной проблемой российских футбольных клубов. Борьба с такими выходками носит совершенно формальный и протокольный характер, а в случаях, подобных нынешнему, клуб по-видимому предпочитает использовать свои связи и рычаги влияния на СМИ, вместо того, чтобы признать проблему. При этом такая позиция очевидно ведет не только к репутационным, но и к ощутимым финансовым потерям клуба: насилие на трибунах, намечающееся доминирование среди болельщиков обыкновенных нацистов росту росту аудитории футбола очевидно не способствует.