01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

"Уроки русского": обсуждение фильма в "Зеленой лампе"

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / "Уроки русского": обсуждение фильма в "Зеленой лампе"

"Уроки русского": обсуждение фильма в "Зеленой лампе"

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 15.09.2009 — Последние изменение: 17.09.2009
Участники: А.Н.Алексеев: ссылки (17.09.2009)
Cogita!ru
11 сентября в пресс-клубе «Зеленая лампа» состоялась петербургская премьера фильма Ольги Конской и Андрея Некрасова «Уроки русского». На ней побывала корреспондент Когита!ру Евгения Литвинова.
Актриса Ольга Конская не дожила трех месяцев до премьеры своего полнометражного режиссерского дебюта. 28 мая 2009 она умерла в Берлине в возрасте 44 лет. Она работала в театре и снялась во множестве фильмов. В том числе у Киры Муратовой («Чеховские мотивы»). На кинофестивале «Кинотавр» получила приз за лучшую женскую роль в  фильме Андрея Некрасова «Любовь и другие кошмары». В 1994 году она основала Русский театр во Франкфурте, где на протяжении многих лет выступали Сергей Юрский, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Александр Филиппенко, Лев Дуров, Алексей Девотченко.

 Андрей  Некрасов -  сценарист, режиссер, писатель, публицист. Автор фильмов «Ленин на колесиках» (отмечен призом ЮНЕСКО Каннского кинофестиваля 1993г.), «Недоверие» (премьера состоялась на фестивале независимого кино «Санденс»), «Сильна как смерть. Любовь» (приз международной кинокритики ФИПРЕССИ на кинофестивале в Мангейме), «Любовь и другие кошмары» (приз кинофестивалей в Берлине и Роттердаме), «Бунт. Дело Литвиненко» (представлен в официальной программе Каннского фестиваля 2007.

 

Фильм «Уроки русского» закончен буквально на днях. Он снимался во время войны между Россией и Грузией в августе 2008 года. Как только стало известно о начале боевых действий, Ольга Конская приехала в Южную Осетию, а Андрей Некрасов прилетел в Грузию. Они двигались навстречу друг другу и снимали, все, что видели, всех, кто готов был говорить с ними, а потом встретились на линии фронта. Но подойти друг к другу не смогли и только смотрели друг на друга, махали руками через оцепление, состоявшее из российских солдат и офицеров. Это один из самых трогательных моментов картины. В художественном фильме он мог бы показаться искусственным, слишком постановочным, выжимающим слезу, но это документальное кино. Так и было. По техническим причинам мы увидели черно-белую копию. Андрей Некрасов расстраивался, что не удается показать фильм в цвете. Не знаю, какое впечатление произвела бы цветная картина, но черно-белый вариант очень точно передает настроение фильма, отсылает к грузинскому кино 60-х и дальше – к итальянскому неореализму. Фильм строгий, лаконичный по манере подачи материала, не давит, не агитирует, не жмет на зрителя. Авторы держат дистанцию по отношению к материалу, они подчеркнуто нейтральны, отстранены, дают возможность нам самим оценить и видеоряд, и слова героев, которых в фильме очень и очень много. Говорят и осетины, и грузины, и русские. В основном, никому не известные «простые» люди.
Прокатная судьба фильма в России обречена. Изначально он снимался для западной аудитории, и здесь будет распространятся, как и пердыдущие документальные фильмы Некрасова - на DVD в узком кругу.

 

 

После просмотра фильма состоялось обсуждение. В нем приняли участие Андрей Илларионов (бывший советник президента РФ по экономическим вопросам), Михаил Борзыкин (лидер рок-группы «Телевизор»), Алексей Девотченко ( з. а. России), Ольга Курносова (петербургское отделение ОГФ), Элла Полякова («Солдатские матери Санкт-Петербурга»), Никита Рождественский (кинооператор, Эстония).

 

Алексей Девотченко:

"Во время просмотра этого замечательного фильма я все время вспоминал Олю, с которой мы были знакомы с 1993 года. Это был великого мужества человек.

Что касается фильма, то по-моему из этого документально–публицистического по замыслу авторов фильма получилось очень высокого класса, замечательное художественное кино. Трагическое, поэтическое, заставляющее думать. Я бы считал для себя необходимым посмотреть этот фильм еще не один раз. Это настоящее искусство, которое заставляет думать, будоражит мозг, не расставляя все точки над i.Мне он напомнил фильм Абуладзе «Покаяние».

Андрей Некрасов:

Мотив этнической ненависти я считаю самым отвратительным из мотивов преступления. Любое убийство – это страшная трагедия. Но если можно убийства различать по мотивации, то ненависть к другому человеку из-за национальности, цвета кожи – это отвратительно. Я считал важным посмотреть на войну прошлого года с этой точки зрения.

К сожалению, не только в России, но и на Западе очень авторитетные организации («BBC»,например) не хотят вникать в суть происшедшего год назад.

 Всегда считалось, что спросить некоего «простого» человека на улице и получить ответ,- это критерий истины. У него нет мотивации, он как присяжный. Так работают СМИ во всем мире. В этом случае я в первый раз понял, что обыкновенные люди могут лгать перед камерой, что самые авторитетные в мире СМИ могут эту ложь тиражировать. Где же правда?

Я старался показать, что мы понимаем эту проблему, мы стараемся достучаться до зрителя всеми доступными нам способами.

Я старался вызвать в зрителе чувство стыда, позора. У нас с этим очень плохо. Я знаю многих хороших людей, у которых тем не менее проблемы с переживанием этого чувства. А это самое главное. Это гораздо сложнее, чем критиковать Путина или Медведева. Как только речь заходит о национальном чувстве, начинаются проблемы. Если мы не преодолеем это, если мы не научимся стыдиться (то, что научились делать немцы), у нас никакого будущего не будет. Ни в духовном, ни даже в материальном плане.

Моей мотивацией при работе над фильмом был патриотизм. Я считаю себя патриотом. Думаю, что истинный патриот – это человек, который болеет за свою страну.

Россия решила наказать Грузию за то, что Грузия стремится к другим ценностям.

Мы с Олей снимали эту тему еще до войны. Сейчас то, что мы были готовы к такому развитию событий, кажется ясновидением. Но для тех людей, которые хотя бы читают газеты, было совершенно очевидно, что будет война. Никакого дара предвидения для этого не нужно. Фильм начинается с очень личного момента: с именин Ольги. Мы решили, что снимать события лучше с двух сторон. Я полетел в Грузию, Ольга поехала на поезде в Южную Осетию. Мы долго думали о том, как показать события, по возможности обходясь без собственных комментариев. Мы стараемся не давать голоса за кадром. Сложность состоит в том, что мы хотим быть поняты не только нашим, но и западным зрителем. Но там люди гораздо менее информированы об этих событиях. Мы думали, как сделать фильм живым, сделать фильм путешествие (это всегда интересно). Чтобы сделать материал понятнее, мы обнажили прием: мы показываем наш монтаж, показываем, как мы работаем на двух мониторах. Можно сделать искусственно разделенный пополам экран. Мы это делаем естественным образом. Человек, который монтирует кино, видит перед собой две картинки и делает склейки. Так мы показали не только вранье российского телевидения, но лень и непрофессионализм. Они украли кадры, снятые грузинами. Перекрасили их в черный (якобы ночь) и дали к ним свой текст.

Я снял очень много солдат, одни разговаривали, другие отказывались. Но они категорически не хотели сниматься для кино. Я не мог эти записи поместить в фильм. Ребята дали подписку о неразглашении".

Михаил Борзыкин:

"Цинизм стал государственной идеологией за последние 8 лет. Чем дальше, тем цинизма становится больше. Результаты духовного разложения видны всюду.

В фильме выявлен наш человеческий облик. Наша гордость победой в этой войне ужасна. Наше поведение напоминает поведение дворового хулигана. И весь двор радуется, когда здоровый детина избил малыша. Это наша политика, это болезнь, которой Россия болеет уже 8 лет. Необходимо понимание этого именно на гуманитарном уровне".

Андрей Илларионов:

"Почему Совет Безопасности ООН, собравшийся утром 8 августа (по московскому времени), не принял никаких резолюций: пророссийских или антироссийских? Ответ простой: Совет Безопасности ООН был гораздо лучше информирован о ситуации в Южной Осетии, чем российское население. Грузино-осетинский конфликт находился в центре внимания международных организаций в течение длительного времени. Уже было принято несколько десятков резолюций по поводу мирного разрешения конфликта. Специально указывалось, что российские миротворцы должны работать именно как миротворцы, а не на одну из сторон. Международное сообщество предприняло то ли 12, то ли 14 попыток весной 2008 года не допустить развертывания войны. Все эти инициативы без исключения были торпедированы Южной Осетией, Абхазией и Россией. Более того, они были с насмешкой отвергнуты. Бои начались не 7 или 8 августа. Начиная с 5 августа шли непрерывные боевые столкновения. Международное сообщество обращалось неоднократно к российской стороне с предложение установить совместный контроль на Рокском  тоннеле, так как по Рокскому тоннелю в течение нескольких лет шли оружие и боевая техника, и перемещались так называемые «добровольцы», которые в международном праве называются наемниками.

Очень важный вопрос: когда российские войска пересекли российско-грузинскую границу? Около месяца назад появились документальные свидетельства того, что российская армия перешла границу до 7 августа. Есть подтверждение того, что первыми стрелять начали российские миротворцы.

Я хотел бы высказать свои впечатления о фильме. Мне кажется, это хороший фильм. И работы Андрея Некрасова становятся все более серьезными и глубокими от фильма к фильму. Многоплановый и многослойный фильм. Это и рассказ о событиях, о войне. Но обращает на себя внимание и то, как он сделан. То, как Андрей и Ольга идут навстречу друг другу, чтобы потом встретиться на линии соприкосновение войск, это замечательная находка, это просто что-то невероятное. Здесь переплелось столько всего и личного, и профессионального.

В фильме очень точно показана природа нашего режима. Хотя авторы и герои не говорят об этом ни слова.

Есть в фильме и философские размышления о человеке. О человеческом и о животном, варварском начале в человеке. Это зверское начало провоцируется и усугубляется в определенных обстоятельствах. Когда прелестные шестнадцатилетние девушки говорят о своей ненависти к людям другой национальности, мы понимаем, что перед нами инвалиды. Такими их сделала пропаганда.

Когда я попал в Осетию, я сразу почувствовал, где-то я это уже видел. Собственно в Южной Осетии я оказался впервые в октябре 2008 года. Подобное я видел и ощущал в июне 2000 года, когда был в Северной Корее. Конечно, Южная Осетия – еще не Северная Корея. Но очень близко. Это полная изоляция целого народа, всего населения. Искусство этой пропаганды заключается в том, что сознание человека перестает воспринимать иную информацию. Эти люди находятся в тюрьме, в лагере.

Когда я туда попал, меня допрашивали, как любого человека, который попадает в Южную Осетию со стороны Грузии. Там уверены, что прийти могут только шпионы и диверсанты. И действительно кому, кроме шпионов и диверсантов, может понадобиться, рискуя жизнью, туда прийти? Меня допрашивали весьма высокопоставленные лица. Как жадно они с недоверием и тоской слушали они рассказ о Тбилиси, о конференции, в которой я участвовал, о гостинице, в которой я жил. Собственно, в Южную Осетию я попал по чудовищной ошибке. По грузинской безалаберности, можно сказать. Пересекая границу с грузинской стороны, мы ее просто не заметили. Там не было вообще никого. Проезжаем дальше. Упираемся в надолбы. Написано «Осетия». Оглянуться не успели, как из всех кустов выскочило полтора десятка людей с автоматами наперевес. Вставили дула в окна машины с двух сторон. Вот после этого начались многочасовые допросы. В глазах человека, который меня допрашивал, дикая тоска. Он – высокопоставленный чин местного КГБ. Ему дозволено общаться с людьми, приходящими снаружи. Но все равно другой мир, который находится так близко, ему не доступен.

Самое главное, не позволить самим себе стать жертвами промывки мозгов. В этом нам помогает искусство".

(На обсуждении выступил также Саша Богданов, главной мыслью которого была бомбардировка Цхинвали Градом с грузинской стороны. Следует сказать, что в своем пространном ответе Андрей Илларионов так и не смог откомментировать реплику Саши Богданова.)

 

Никита Рождественский:

"Я хотел бы сказать, что это очень хороший, тонкий, поэтичный фильм, который трогает душу. Фильм оставляет пространство для спора, для размышлений, для дискуссии. Он показывает человеческое измерение войны и вполне может называться художественным фильмом, основанном на документальном материале. Вопрос, который возникает при его просмотре: есть ли будущее у России?"

Ольга Курносова:

"Будущее России зависит от нас, прежде всего. Если бы каждый человек в России посмотрел этот фильм, наши шансы бы увеличились. То, что делает Андрей Некрасов в кино, Михаил Борзыкин на концертах, Алексей Девотченко в театре, все это увеличивает шансы России на нормальное будущее.

Фильм Андрея заставляет человека думать самостоятельно и самостоятельно делать выводы. Именно этим он отличается от пропаганды. Каждый может сам ответить на вопрос: чего мы хотим? В чем состоит сила? Что такое патриотизм? Что такое любить свою родину: хлопать, когда убивают? Или признавать свои ошибки? Кто такой сильный человек? Тот, кто готов расстрелять всех вокруг? Или он готов защитить всех вокруг? Какую страну мы хотим построить? Страну, у которой везде враги? Или мы хотим жить среди друзей?

Мне очень стыдно за все, что произошло. Спасибо Андрею и Ольге за то, что я могу разделить этот стыд с кем-то еще".

Элла Полякова:

"Я живой свидетель событий, описанных в фильме. Я там была. Я была в Цхинвали, я была в Ахалгори, я разговаривала с офицерами. Все, что показано в фильме, правда. Эту правду нам надо признать. Если мы наберемся мужества признать, что все это было, то свою душу спасем. Российская армия совершала преступления против человечности. Всю информацию я проверяла. Мы разговаривали с прокуратурой в Цхинвали. Офицеры в Ахалгори издевались над солдатами. Им не давали еды. Одному солдату офицер сломал нос, другому челюсть.

Солдаты подтверждают, что на территорию Южной Осетии они вошли 4 августа. Хотя командировки у них были выписаны только в Северную Осетию. У них не было никаких документов, подтверждающих законность их пребывания в Южной Осетии.

Наша армия убивает в том числе и собственных солдат. Все это делалось и делается сегодня.

Наше общество не хочет знать правду. Мы – варвары, которые наступают на цивилизацию.

Низкий поклон Ольге Конской».

 

Из рассылки А.Н.Алексеева от 17.09.2009:

Nekrasov .''Уроки русского'' - Андрея Некрасова

http://www.youtube.com/watch?v=omfgUQAM7p8&feature=player_embedded#t=515

 

Андрей Илларионов на премьере "Уроков русского"

http://grani-tv.ru/entries/862/

 

"Уроки русского" - о фильме Андрея Некрасова

http://www.svobodanews.ru/content/article/1795650.html

 

Гарри Каспаров о фильме "Уроки русского"

http://grani-tv.ru/entries/864/

 

 

(Другие фильмы Андрея Некрасова можно посмотреть в Интернете:

«Недоверие» - http://video.google.com/videoplay?docid=-6990955513675073068#docid=2666700934729587291

 

«Бунт…» - 1 http://video.google.com/videoplay?docid=-6990955513675073068#docid=-6927427665935569522

 

2 http://video.google.com/videoplay?docid=-6990955513675073068#docid=2107999605071134122

 

3 http://www.youtube.com/watch?v=RM_KRkDVPUA&feature=related

 

4 http://www.youtube.com/watch?v=oIGil1rcb88&feature=related

 

5 http://www.youtube.com/watch?v=mP_dMpgBFwI&feature=related

 

6 http://www.youtube.com/watch?v=eumWovgUmgA&feature=related

 

7 http://www.youtube.com/watch?v=xXIHyNfq6cI&feature=related

 

8 http://www.youtube.com/watch?v=vqltWqNg1Kc&feature=related

 

9 http://www.youtube.com/watch?v=yvBshXQGSFE&feature=related

 

10 http://www.youtube.com/watch?v=LtX6zbtusk0&feature=related

 

 


 

относится к: ,
comments powered by Disqus