«Отличников всегда намного меньше…» Интервью с Максимом Резником. Часть 1
Ее называют маргинальной партией, о ней часто пишут как о партии «нет». Все же интересно, что представляет собой современное «Яблоко»? И почему «быть фруктом» лучше?
Расскажите, пожалуйста, каким образом расширяется круг сторонников партии «Яблоко»?
Точно не так, как у «Единой России». Никакой вербовки нет. Сейчас люди, которые приходят в «Яблоко», совершенно не ориентированы на карьеру, скорее на какие-то убеждения, идеалы. Это люди, которых не устраивает настоящее положение дел. Специальным рекрутингом мы не занимаемся. Мы открытая организация, и каждый, кто хочет, может в нее прийти. Так же и уйти может, в общем-то, каждый. Никого насильно не держим. Поэтому в «Яблоке» довольно комфортная и уютная атмосфера. Люди приходят в партию для того чтобы, если говорить глобально, изменить жизнь к лучшему. Это люди с большой идеалистической составляющей. Видимо, они приходят под воздействием внешней среды, того, что происходит в стране, в городе, а также под воздействием каких-то шагов самого «Яблока». Люди выбирают эту партию как свою, потому что видят, что она соответствует их устремлениям и взглядам на жизнь.
А кто сейчас вступает в партию? Ведь «Яблоко» репрезентирует себя как партия демократов, партия интернационалистов. Какая молодежь вступает в партию сейчас?
Самые разные люди. Я не могу сказать, что партия «Яблоко» - это партия какой-то социальной группы, или какой-то возрастной группы, нет. Принято считать, что партия «Яблоко» - партия интеллигенции. Это действительно так, поскольку люди интеллигентских профессий составляют существенную часть нашего актива. В основном, это люди с высшим образованием на 99 %. Вместе с тем, есть люди и рабочих профессий, контингент самый разный. Однако такой ярлык «Яблока» как партии интеллигенции, наверное, имеется.
Интересно, а есть ли у «Яблока» позитивная программа? В свете объединения оппозиции против фальсификации выборов В. Матвиенко можно услышать только «нет», однако хочется понять, а какую позитивную программу может предложить оппозиция?
Существует довольно подробная программа «Демократический манифест», сейчас перед выборами она будет обновляться. Есть экономическая программа, которая называется «Земля, дома, дороги», ее разработал Григорий Явлинский. Если в двух словах или в двух предложениях определить нашу программу, то партия «Яблоко» - российская партия, которая отстаивает европейские ценности. Мы западники, мы не стесняемся этого сказать. Мы считаем, что люди в нашей стране должны по уровню жизни приближаться к европейским стандартам. Для нас западный путь развития это не внешние вещи, это идея прав человека. В частности, я не понимаю, что такое государственные интересы. Под предлогом государственных интересов у кого-нибудь что-нибудь отнимут, кого-нибудь обманут. Поэтому я считаю, что во главу угла должны быть поставлены права человека, права и свободы. Необходимо таким образом строить жизнь, чтобы человеку было максимально комфортно и удобно. Наверное, «Яблоко» в этом смысле отличается от всех других партий. Из зарегистрированных партий вы не найдете партии, которая скажет: да - мы западники. Мы считаем, что по многим вопросам не нужно изобретать никаких велосипедов, а нужно перенимать опыт других стран. Не придумывать какой-то свой извилистый путь через закоулки. «Яблоко» - это гражданская партия, мы не создавались ни Кремлем, ни Смольным. Это сообщество граждан, которые сами пришли создать партию. Мы руководствуемся только собственными принципами и поддержкой избирателей. Мы никогда не оглядываемся на власть в реализации своих собственных целей и задач.
Получается, что сама идея модернизации « Яблоку» близка?
Конечно. Но только не так, как в Сколкове, не так, как наш нанопрезидент это себе представляет. Модернизация - это разделение властей. Необходимо менять систему вертикали власти на систему разделения властей. Сейчас мы имеем мощную исполнительную власть и такие бутафорские придатки в виде зависимой судебной и зависимой парламентской властей. Европейский путь развития - это разделение властей. Господин Монтескье это еще давно сказал, не мы придумали. Модернизация - это защита частной собственности. Без защиты частной собственности невозможно построить развитое общество. В 1990-е годы собственность была получена нечестно. Решение вопроса частной собственности для того, чтобы, и власть, и сам собственник, и общество с уважением относились к собственности - ключевая задача модернизация России 21 века.
Дело в том, что наша Конституция 1993 года по системе разделения властей является президенстко-парламентской, где исполнительная власть сознательно завышена. Получается, что глобально нужно переписывать Конституцию? 1990-е же период транзита в демократию, и транзит это был не слишком удачный. Тогда люди в отсутствие формальных институтов обретали частную собственность всевозможными способами.
Я согласен с вами абсолютно. Но могу Вам сказать, когда «Яблоко» создавалось, в 1993 году, «Яблоко» выступало против Конституции, потому что она была слишком авторитарная. Изначально «Яблоко» было за парламентаризм. Наши отношения к 1990-м известны. Сейчас говорят и пишут Гайдар, Чубайс, Явлинский через запятую, однако это совершенно не соответствует действительности. Ни по существу, ни по моим собственным ощущениям. Я пришел в « Яблоко» с таким лозунгом – « я за демократию, но я против Гайдара, Ельцина и Чубайса». Я считаю, что они дискредитируют демократию. Я был за демократию, но против этих людей. Я считаю, что Чубайс нанес демократии больший вред, чем Путин. Для меня Чубайс это большевик, человек, который ничего общего с демократами не имеет. Мы говорили, что из этой модели президентско-парламентской системы может вырасти опасность авторитаризма. Глобально, мы хотели бы видеть другую Конституцию. Но сегодня задача нашей партии - защитить хотя бы то, что есть в этой Конституции. Потому что даже те хорошие вещи, которые есть в Конституции 1993 года, не соблюдаются. 1990-е были попыткой построения демократии, очень неуклюжей и очень трагической. Слово «демократ» стало ругательным в России. В 1990-е страна двигалась в правильном направлении, если сравнивать со стабильными 2000-ми. Просто делала неверные шаги. Сейчас и шаги неверные, и направление неверное. Конечно, в 1990-е годы было больше ростков демократии, институциональных в том числе, чем сейчас. Например, все уже забыли, что такое четвертая власть. Никто уже не употребляет это слово, а в 1990-е годы это было нормальным явлением. Четвертая власть – журналисты. А сейчас попытайтесь найти такое определение в интернете для СМИ, я уверен, вы его не найдете. Поэтому не кажется таким удивительным, почему Путин начал становление собственной бархатной диктатуры с уничтожения НТВ.
Скажите, а какой метод борьбы кажется Вам более эффективным в кейсе Лахта-центра? Необходимо выходить на митинги, устраивать пикеты и агитировать граждан или же бороться со строительством, обращаясь в суды, отстаивая законы?
Одно другому не противоречит. Башни - это для нас очень важный момент. Потому что когда мы начинали эту борьбу, мы действительно были первыми и, наверное, единственными, кто всерьез пострадал в этой борьбе. Сокуров говорит, что «Яблоко» подверглось всей силе мщения со стороны исполнительной власти. Мы были сняты с выборов в парламент, в течение нескольких лет нас просто пытались уничтожить, даже физически. Я имею ввиду аресты и посадки в тюрьму, выселение из помещений. Для нас это важная вещь, которая показывает, что можно бороться. Это ведь определенный маяк для очень многих людей. Огромное число отзывов получили мы из разных регионов. Ведь наша борьба с «Охта-Центром», с «Газпром» -башней, - маяк, показатель того, что можно бороться со страшной силой власти монополиста. Когда мы начинали борьбу, все с ухмылкой смотрели на это дело. Мы делали то, что считаем нужным, в итоге мы победили. Кстати, мы единственная партия в Санкт-Петербурге, которая выполнила свою программу, несмотря на то, что нас не допустили на выборы. Мы требовали отставки Матвиенко, выступая против того, чтобы она оставалась на второй срок. Я считаю, что нужно использовать любые способы борьбы. Какие есть альтернативы у остальных – можно уехать из страны, можно взять автомат и пойти в лес. Для нас оба этих варианта неприемлемы. Мы должны участвовать в том, что называется выборы, как бы это ни было противно. Я преподаю в школе, можно этим заниматься. Но если мы считаем себя общественно-политической организацией, значит нужно участвовать в выборах, обращаться в прокуратуры, следственные комитеты и суды, что мы и делаем. Сегодня я обратился в прокуратуру по поводу статьи журналистки А.Грамажаповой. По сути ее уволили из Фонтаки.ру за публикацию. Я обратился в прокуратуру, чтобы они проверили факты, изложенные в статье Муниципальные выборы по-петербургски.
Мы действуем по принципу «вода камень точит». Может быть, ты не добьешься результата, но сделать это нужно, потому что есть такая вещь, как совесть. Потом дети могут спросить, папа, а что ты делал? Наверное, надо будет сказать, что я не молчал, не сидел в кустах. Вот по такому принципу мы и существуем. Конечно, подавляющее большинство нашей страны считает, что они ничего не должны. Однако люди должны понять, что гражданская позиция – часть личной жизни человека, характеристика любого индивидуума. Даже понимая все пороки настоящей политической системы, мы выходим играть. Как игра в футбол, где у нас ворота большие и десять человек, а у них сто. Конечно, можно принять решение не играть. Но мы считаем, что играть, то есть бороться, надо. И иногда можно добиваться результата – Охта-Центр это, кстати, подтверждает.
А кто ходит на митинги? Некоторые считают, что как раз троечники и выходят. А умные ребята, зная, откуда рекрутируется у нас политическая элита, не заинтересованы в том, чтобы проявлять свою активность. Получается, что «Яблоко» выглядит слишком оппозиционной, даже маргинальной партией.
Я не считаю, что слово маргинальный ругательное. Наверное, когда вас душат со всех сторон, вы становитесь маргинальной партией, однако меня это не напрягает. Мне кажется, что тихой сапой как раз просачиваются троечники. Почему в молодежном «Яблоке» нас никогда не было много, не столько, сколько «Наших»? А потому что отличников всегда намного меньше, чем троечников. Поэтому мы - партия отличников. У меня, например, два красных диплома. Мои товарищи, с которыми мы начинали, они все красные дипломанты. У отличников другая психология, они всегда хотят сделать больше. Троечник это тот, кто не хочет делать больше, чем необходимо, чтобы получить оценку «удовлетворительно». В «Яблоке» люди, которым нужно, чтобы было «отлично».
Люди, которые сегодня во власти - это торжество серости. И даже когда мы объединяемся с другими, даже идеологически чуждыми нам оппозиционными, но гражданскими организациями, то это «красные» и «белые» против серых. И так уже было, к сожалению. Например, когда была оттепель все, кто поверил в нее, все шестидесятники, писали стихи. А троечники, которые ничего из себя не представляли, шли по профсоюзной и партийной линии. Потом наступила эпоха Брежнева. Со всем торжеством самого Брежнего и всей той серости, которая вокруг него была. Сейчас что-то похожее тоже есть. Но мне кажется, что все-таки сейчас другое время. Мир глобален, интернет, век информационных технологий. Все это будет способствовать тому, что рано или поздно люди, которым нужно больше, которым нужно «отлично», все равно возьмут свое. Я в этом уверен. Хотелось бы дожить. Мы еще с Вами увидим торжество умных людей, которые хотят чего-то большего, чем «удовлетворительно». Без этого, кстати, модернизация России невозможна.
Фото Максима Резника с его страницы в социальной сети "ВКонтакте.ру"
Продолжение следует.