01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Среда

Передача символически значимых памятников культурного наследия Калининградской области в собственность РПЦ: социальные и культурные аспекты конфликта

Вы здесь: Главная / Среда / Регионы / Калининградская область / Передача объектов исторического наследия РПЦ / Передача символически значимых памятников культурного наследия Калининградской области в собственность РПЦ: социальные и культурные аспекты конфликта

Передача символически значимых памятников культурного наследия Калининградской области в собственность РПЦ: социальные и культурные аспекты конфликта

Автор: Анна Карпенко — Дата создания: 02.11.2010 — Последние изменение: 14.11.2010
28 октября 2010 года по решению Калининградской областной Думы 15 объектов историко-культурного наследия области были переданы в собственность местной епархии РПЦ. Среди них - бывшие восточно-прусские протестантские и католические кирхи, средневековые замковые комплексы эпохи Тевтонского ордена. Ситуацию комментирует Анна Карпенко, социальный исследователь из Калининграда.

Анна Карпенко - кандидат полит.наук, независимый социальный исследователь, живет в Калининграде.

Один из главных политических уроков советского прошлого Калининградской области заключался в том, что «политика идентичности», основанная на отношении к сознанию переселенцев как к губке, с готовностью и без рефлексии впитывающей официальные интерпретации истории, провалилась. Власть долгие годы жила в иллюзорном мире, построенном на принципе односторонней коммуникации «сверху вниз». В этом мире довоенное прошлое можно было запрещать, наделять сугубо отрицательными оценками или умалчивать. Предполагалось, что в низах «самого западного советского гарнизона» автоматически или с помощью нехитрых идеологических клише сформируется подозрительное, враждебное отношение как к внешнему «западному» миру, так и к немецкому прошлому. Тем временем, новые жители осваивали архитектурную и культурную среду, природный ландшафт бывшей Восточной Пруссии, создавая свою собственную, отличную от официальной, реальность существования.

Калининградцы довольно долго время потратили на то, чтобы осознать себя постоянными, а не временными жителями этой земли. Людьми, которые стремятся не просто изучать прошлое этого места – довоенное, военное, послевоенное, – но постоянно его проживать и актуализировать в настоящем. За долгие годы возникла среда, в которой уникальным, своим, ни на кого не похожим образом переживаются пространство и время. Постепенно калининградцы начинают чувствовать себя особенным сообществом – открытым миру, внимательным и чутким к тому, что происходит за границами области, способным по-своему осознать и прожить опыт нахождения в соседстве европейских стран. Открытость сообщества позволяет стать калининградцем и тому, кто не родился тут, но почувствовал своим и близким этот регион с его особой судьбой. И уехав, калининградец не перестает быть калининградцем.

Региональное сообщество обладает потенциалом интеграции российской и европейской культуры и способно предложить  что-то новое – новые образцы социального и культурного взаимодействия на самых разных уровнях, от высокого до повседневного. Попытки, особенно со стороны власти, отрицать реальность уникальности калининградцев как группы, стремление относиться к ним «как ко всем», причесать  под одну гребенку, встречают сопротивление, стремление защитить чувство собственного достоинства и сохранить среду обитания. Один из последних конфликтов «политики идентичности» был запущен недавним решением Калининградской областной Думы передать в собственность РПЦ целый ряд знаковых исторических и культурных «объектов», имеющих огромное символическое значение для местного сообщества.

В дебатах о передаче «объектов» властями, РПЦ и СМИ вновь был актуализирован способ восприятия мира, основанный на подозрительности, недоверии, закрытости. Главный публичный аргумент сторонников решения передачи кирх и замков строится на нагнетании возможной угрозы. Калининградцам необходимо испугаться того, что придут «реваншисты», прикрывшиеся маской лютеранских и католических организаций, и отберут всё. Поэтому надо самим поскорей это всё переоформить в собственность РПЦ, чтобы еще раз утвердить в области российское присутствие. Подобный алармистский тон, задающий чуть ли не осадное положение, позволяет заинтересованным сторонам спешно принять региональный закон в отсутствие широкой публичной дискуссии. К тому же, видимая срочность вопроса не предполагает вынесение на публичное обсуждение концепций использования мест новым собственником. Те, кто задает вопросы о будущей судьбе организаций, размещающихся в стенах переданных «объектов», а также планах реконструкции памятников, уверяют в том, что по сути ничего не изменится. Продолжающих задавать вопросы о том, а зачем, собственно, все это затеяно, если ничего не изменится, называют «немецкими наймитами». Собственно говоря, другой роли в этом поле мышления, заданном восприятием внешнего мира как врага, сомневающимся и не предназначено. В дискурсе «великодержавного патриотизма» им суждено остаться маргиналами, защищающим свои сугубо личные или чуждые большинству интересы.

Вместе с тем, вопрос о смене собственника имеет огромную социальную значимость и оказывает влияние на все региональное общество. Он не связан исключительно лишь с судьбой отдельных организаций, занимающих на данных момент «объекты». Кирхи и замки – не просто объекты недвижимости. С существованием каждого из них связаны жизни и личные истории множества жителей области. Массовая передача памятников, являющихся достоянием всего общества,  в собственность единственной религиозной организации, не связанной с ними очевидно ни исторически, ни культурно, ни социально, может быть легально оформлена региональным законом. Вместе с тем, налицо дефицит легитимности, то есть принятия, поддержки, понимания обществом этого решения. Ведь это не просто передача стен или зданий. Смена собственника ставит под угрозу дальнейшее существование и развитие уникальных культурных и социальных практик, сложившихся за годы взаимодействия калининградцев с этими памятниками. Отказ обществу в возможности самостоятельно и публично разобраться с тем, под какой эгидой оно хотело бы видеть дальнейшую судьбу значимых для них мест, в очередной раз задевает чувство собственного достоинства калининградцев. Как показывает недавнее прошлое, именно недостаток поддержки обществом решения властей может стать катализатором серьезного социального недовольства.

comments powered by Disqus