01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Официальный юбилей: соблюдение ритуала или точка развития?

Вы здесь: Главная / Наука / Исследования / Официальный юбилей: соблюдение ритуала или точка развития?

Официальный юбилей: соблюдение ритуала или точка развития?

Автор: Анна Карпенко — Дата создания: 14.11.2010 — Последние изменение: 15.11.2010
Участники: Фото: Кирха в Чистых Прудах (Калининградская область). Автор: Rimantas Lazdynas
Передача РПЦ ряда значимых объектов историко-культурного наследия бывшей Восточной Пруссии стала одной из главных тем последних недель. Неопределенной остается судьба музея Кристионаса Донелайтиса, родоначальника литовской литературы, юбилей которого будет отмечаться в 2014 году. Епархия продолжает настаивать на передаче музея-кирхи. О юбилейных перспективах размышляет Анна Карпенко, социальный исследователь из Калининграда.

10 ноября в Калининграде состоялась встреча по поводу подготовки 300-летнего юбилея Донелайтиса, который пройдет через три года, в 2014-м году. Музей и кирха Донелайтиса расположены в Калининградской области, в поселке Чистые Пруды, поэтому предстоящий юбилей трансграничен уже в силу этих обстоятельств. Ситуация уникальна. Поэтому и собрались на встречу калининградские писатели, библиотекари, музейщики, преподаватели, представители литовской общины и консульства. Комплекс в Чистых Прудах первоначально был в списке объектов, предназначенных к передаче в собственность РПЦ по закону, принятому в Калининградской областной думе 28 октября 2010 г., но решение по нему было отложено на некоторое время по инициативе губернатора Н. Цуканова. Нынешняя неопределенность статуса музея стала причиной того, что на встречу пришли не только традиционные представители культурной общественности, но и депутаты, пресс-секретарь епархии и городские активисты.

Сохранение государственной принадлежности мемориального комплекса литовской культуры в Калининградской области - априорное условие празднование юбилея, и это подчеркнули многие из присутствовавших. Можно добавить, что по своему значению мемориал вполне заслуживает статуса даже не регионального, но федерального. Обозначив эти необходимые рамочные обстоятельства, перейдем непосредственно к содержательной стороне обсуждения.

Примечательно, что основным мерилом успешности юбилея был задан 1964-й год, советское празднование 250-летнего юбилея. В 2014-м надо будет отпраздновать не хуже, на не менее высоком «представительском уровне». Как и в советские времена, планка задавалась количеством высокопоставленных особ, почтивших вниманием, количеством «мероприятий», «массовостью». Несколько раз прозвучало слово «увековечивание». Говорили об издании подарочного фотоальбома, полиграфической продукции, памятной медали, конкурсе молодых литераторов, выставках, именных стипендиях. Конечно, о федеральном финансировании.

А вот идейный концепт, проблема смысла и значения этого юбилея для нынешнего момента и нынешних поколений практически не обсуждались. Хотя фигура Донелайтиса может выступить очень интересной точкой сборки новых отношений между Калининградом и Литвой, да и в целом точкой отсчета нового этапа формирования трансграничного регионального сообщества. Через историю Донелайтиса, протестантского пастора, современника Канта, мыслителя и поэта, можно реконструировать многокультурную, пеструю интеллектуальную историю Восточной Пруссии с 18-го века до наших дней. Нынешний юбилей дает отличный повод проанализировать то, почему становилась политически важной биография поэта и священника в разные периоды, какие именно ее аспекты актуализировались в тех или иных обстоятельствах. И юбилею 1964-го года место тут нашлось бы, ведь свежий взгляд на отношения Калининграда и Литвы в советский период, выходящий как за рамки ностальгии по «дружбе народов», так и конструкта «оккупации», был бы очень кстати.

На встрече калининградцы, причастные к открытию музея в советские годы, рассказывали, как «по кирпичику» собирали и восстанавливали мемориальную кирху Донелайтиса. Эти истории могли бы составить биографический арт-проект, где главным было бы стремление представить разнообразные ответы на вопрос: «Почему это было важно именно для Вас?» Кому Донелайтис может быть интересен сейчас – уже не в контексте «большой политики», но на личном уровне? Что из его идей может помочь немножко шире взглянуть на окружающий нас сейчас мир и осознать его? Где лежат точки пересечения опыта современного европейского человека и наследия Донелайтиса? Различные направления современного искусства могли бы стать великолепным посредником для поисков ответа на этот вопрос и творческого вовлечения в орбиту юбилея современных жителей Калининграда и Литвы, и, возможно, Польши и Германии.

В Польше в 2010-м году празднуют юбилей Шопена. Шопен родился на сто лет позже Донелайтиса. Как Пушкин и Донелайтис, Шопен – польское «наше всё». Именно этот юбилей дал повод полякам показать, что их «наше всё» – не монолитная окаменевшая традиция, покрывшаяся пылью и заговоренная ритуальными здравицами, но фигура, которую можно прочесть по-новому. Фигура, через которую Польша может создать свой новый европейский образ, образ открытой и многоликой страны, преодолевающей доминировавшие раньше мартирологические версии национального патриотизма.

Как показывает недавнее развитие событий, сюжет с передачей символически значимых культурных объектов Калининградской область в собственность религиозной организации становится пунктом переосмысления регионального сообщества. Но за вполне понятным и справедливым протестом против превращения культуры в религию должна следовать и конструктивная программа развития и творчества. Точно так же и грядущий юбилей может послужить как поводом для очередной мумификации и консервации, так и источником жизни и новых перспектив.   

относится к: , ,
comments powered by Disqus