Умер художник Завен Аршакуни
Завен Петросович Аршакуни в этом году отметил свой 80-летний юбилей.
На следующей неделе, 8 ноября 2012, в выставочном зале "Манеж" должна открыться его юбилейная выставка . К 80-летию Завена Аршакуни должны выставить наиболее полную экспозицию его произведений - ретроспективу работ мастера за несколько десятилетий. Теперь выставка откроется без Завена Петросовича.
Аршакуни Завен Петросович (13 мая 1932, Ленинград - 2 ноября 2012, Санкт-Петербург)
Завен Аршакуни родился в Ленинграде и всю жизнь прожил в Петербурге. Пережил здесь блокаду, потеряв родителей. "Вывезенный в эвакуацию Завен Аршакуни провел несколько лет у родных в Ереване, но уже в 1946 году вернулся в Ленинград и поступил в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств, а затем в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В 1961 году Аршакуни окончил институт, однако его дипломную работу — картину «Весна» — госкомиссия не одобрила. С этого момента началось противостояние художника официальной живописи: тем же летом он выставил опальное полотно в Ереване, где прямо с выставки его приобрела Армянская государственная картинная галерея. Защита диплома Аршакуни состоялась год спустя.
Известно, что с конца 1960-х Завен Аршакуни выступал как бунтарь против искусства официоза, а ныне входит в число современных отечественных классиков.
Имя Завена Аршакуни ассоциируется с ленинградской школы живописи. Его считают одним из самых ярких представителей "второго авангарда". Художник принадлежит к плеяде мастеров, пришедших в искусство в конце 1950-х годов и активно боровшихся за утверждение новых путей в живописи. Это поколение не желало следовать жестким канонам соцреализма, стремилось к освобождению искусства от литературности и догмата официальных тем, дерзко отстаивало самоценность изобразительного языка. Наряду с Г.Егошиным, В.Тюленевым и другими «шестидесятниками» он стал участником либеральной «Группы одиннадцати», устремленной к поискам «вещества искусства». В 1972 году групповая выставка этих художников вызвала скандал, поразив Ленинград живописью, свободной от «идеологии» и разрешенных в официальном искусстве средств выразительности.
Именно в 1970-е годы к Завену Аршакуни пришло признание. Тогда же проявилась широта его художнической натуры, сказавшаяся в нежелании замыкаться в рамках узкой специализации. Помимо станковой живописи и графики, где он работает в разных жанрах - пейзаже, портрете, натюрморте - и множестве техник, художник стал известен и как монументалист, сценограф, книжный дизайнер. Аршакуни оформил 9 спектаклей в театрах Санкт-Петербурга, создал иллюстрации к шести поэтическим сборникам, выпущенным издательством «Детская литература». Исполнял эскизы монументальных росписей и витражей, проявил интерес и к декоративно-прикладному искусству: он занимается резьбой по дереву, росписью фарфора.
Мастер сумел создать яркий, неповторимый и запоминающийся мир живописных образов. Художественная вселенная З.Аршакуни строится на «многоцветии» жизненных впечатлений, эмоций и размышлений, переработанных воображением автора в многочисленные полотна. Живопись его – открытая, темпераментная, колористически насыщенная, полная драматизма неожиданных цветовых сочетаний - выделяется на фоне элегантно-сдержанного «петербургского» стиля".
Цитируется по статье о З.П.Аршакуни с сайта "Ваш досуг"