Начали заседание с рассказа об истории площади и разных попытках ее реконструкции. На сегодняшний день площадь «не сформировалась», как говорят архитекторы, и там еще есть, где применить архитектурную градостроительную фантазию. Между тем, важность этого места для всего города переоценить трудно: Сенная, по советским градостроительным планам, включена в важную ось, ведущую с периферии в центр: Московский проспект проходит через три площади, являющиеся «точками опоры» - Средняя Рогатка, площадь Победы и, наконец, Сенная. Поэтому, а также потому, что Сенная не справляется с людским и транспортным потоком, ее нынешнее положение архитекторов не устраивает: неэстетичное и вечно стоящее в пробке пятно не подходит на роль «ворот в центр города».
После войны, в 1950-е годы была проеведена реконструкция площади по проекту архитектора Н.В. Баранова, который предполагал приведение всех зданйи по периметру площади к единой высоте. А в 1961 году была снесена и исторически сложившаяся доминанта площади - церковь Успения Пресвятой Богородицы (Спаса-на Сенной), уступившая место вестибюлю нынешней станции метро «Сенная площадь-1».
Сегодня практически все архитекторы и представители общественных организаций убеждены в том, что разрушенный храм необходимо восстановить. Как отметил
Андрей Хруцкий, директор архитектурно-проектной мастерской ООО «Росар», которой поручена разработка новой концепции Сенной, при реконструкции площади сегодня нельзя забывать о ее истории, которая началась еще в XVIII веке и всегда тесно была связана со Спасом-на Сенной. Поэтому самый логичный способ вернуть площади законченный вид, восстановить градостроительную логику — восстановить церковь.
«Необходимо вернуться к ценностям, которые мы забыли», - отметил архитектор, - «Также нужно убрать лишние металлические ангары, которые захламляют площадь, которая раньше была одной из самых красивых площадей. У нас есть историческое наследие, которое необходимо реконструировать». В целом, заключил Хруцкий, никакие новые идеи Сенной не нужны – достаточно вспомнить старые.
(Отмечу, что на это сидевшая рядом со мной женщина скептически хмыкнула – «Да? А разве там сеном не торговали всю жизнь?»).
«Восстановление храма – общегородской консенсус, хотя это дело финансово затратное, и пока не понятно, откуда брать деньги», - отмечали многие выступающие. Есть и другая проблема: на бывшей территории Спаса-на-Сенной находится часть павильона станции метро «Сенная площадь-1», а развернуть наклонный ход и переместить всю станцию – также очень дорогое и трудное занятие. «Очевидно, что храм не влезет», - отрезал Рафаэль Даянов, отвечая на очередной вопрос, будет ли храм восстановлен «один в один» или частично, - «будет восстановлена только часть, колокольня и портик».
Есть место для торгового центра!
Сенная площадь пострадала не только в советское время от разрушения храма. Постсоветский период также наложил на ее облик ощутимый отпечаток. Сегодня доминанта Сенной – это огромный торгово-развлекательный комплекс «Пик», чьи зеркальные стены, по идее, должны были отражать в себе исторические фасады Сенной.
Еще одна «градостроительная ошибка», сильно подпортившая потенциальный фон для подлежащего восстановлению храма, - это двухэтажная мансарда дома на углу Спасского переулка и Садовой улицы.
«Наверняка были получены все необходимые разрешения», - задумчиво сообщил главный архитектор города Юрий Митюрев, - «Без нее, конечно, лучше. Но снести ее мы просто так не можем — надо разобраться в юридических вопросах».
Так же сложно разобраться с зеркальным фасадом «Пика». Между тем, хотя Успенский собор на прежнее место «не влезет», есть пространство для строительства еще одного торгового центра. Архитектор Хруцкий сообщил, на площади появится еще один «Пик» - «Пик-2», который построят перед старым «Пиком» и загородит его, восстановив историческую линию фасадов Сенной площади. Новый «Пик» не будет превышать высотного регламента и выходить за «красную линию» фасадов площади. Пока неизвестно точно, как будет выглядеть фасад «Пика-2», «но, безусловно, он будет гармонировать с площадью», - заверяет Хруцкий.
В проходных дворах между Сенной и Гороховой улицей появится гостиничный комплекс с досуговыми и торговыми заведениями на первом этаже. Там же будут предусмотрены пешеходные переходы, которые позволят, минуя саму площадь, попадать на Гороховую или улицу Ефимова. «Это облегчит пешеходные потоки», - отметил бывший председатель КГИА Александр Викторов, - «а в существующие сегодня проходные дворы в доме 47 по Гороховой в темное время лучше не попадать, так что перемены пойдут только на пользу». Дома, которые находятся в этом районе, уже признаны аварийными, и их снос не составит проблемы.
Торговля торговле рознь
Новый торговый центр и гостиничный комплекс, в отличие от храма, - вопрос решенный. Архитектурные бюро занимаются разработкой соотвествующих процессов. Однако, торговля на площади всегда была предметом жарких споров в городе — особенно «ларечная» торговля, исторически сложившаяся на Сенной: Многие из выступавших говорили о необходимости избавиться от металлических павильонов. «Эти павильоны никому не нравятся и не нужны, кроме, пожалуй, тех, кто там работает», - заявил Викторов. С ним соглассна и Председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Валентина Орлова, которая сорвала аплодисменты, отметив, что: «Нужно расчистить площадь, чтобы мы могли увидеть ее такой, как на старых фотографиях!».
В то же время, были озвучены и вполе обоснованные возражения против такого подхода: «Площади бывают нужны для разных целей: военные дефиле, праздничные мероприятия или торговля. Сенная площадь всегда была торговым перекрестком. Существующие там сегодня металлические павильоны — не хочу оценивать их с архитектурной точки зрения — вполне соотвествуют тому, что было раньше. Так что давайте не будем забывать о духе месте», - отметил глава архитектурного бюро Студия-17.
Подводя итог, отметим, что вчерашнее публичное заседание в Доме Архитекторов сводилось к задачам создания «эстетичной картинки» и удобного транспортного узла. Вопросы создания публичного пространства, приспособленного для живых людей, не затрагивались. В современном варианте Сенной следы таких попыток есть — там установлены скамейки и сделаны пешеходные «островки» около торговых павильонов.
Конечно, управление «людскими и транспортными потоками» - это очень важная задача для города, однако, хотелось бы, чтобы градостроители не забывали и о том, что такое важное городское место, как Сенная, может и должно стать удобным и доступным для всех горожан, а не превращаться в транспортный узел и пространство торговли класса люкс.