Это для нас была такая свобода…
Пространство выставки решили удачно – получилась даже своеобразная выгородка – сцена, где до конца марта будут проходить разные интересные джазовые события. На стенах разместили плакаты и афиши легендарного клуба, а также стенды с фотографиями и рассказами о выдающихся ленинградских-петербургских джазовых музыкантах, как ныне живущих, так и недавно ушедших из жизни. Причем можно читать о творчестве музыкантов и слушать в наушниках джазовые композиции в их исполнении. Портреты-коллажи джазовых музыкантов работы Сергея Ковальского – вице-президента фонда «Свободная культура» занимают одну из стен.
Без «Квадрата», основанного Натаном Лейтесом, невозможно представить себе ленинградскую-петербургскую культуру. А историю клуба и более чем полувека ленинградскго-петербургского джаза можно на выставке представить себе наглядно – с 1958, когда при ДК им. Горького был создан прародитель «Квадрата» первый в стране джазовый клуб «Д-58» до наших дней – на стене начертана прямая из цифр-годов, и все этапы большого пути видны – когда и какие проходили самые значимые концерты, какие книги изданы, какие фестивали проходили. Важная веха – знаменитый визит Дюка Эллингтона в Ленинград в 1971 году, его встреча-концерт с ленинградскими музыкантами в Доме Дружбы – в Шуваловском дворце. Давид Голощекин не раз с юмором и восхищением рассказывал об этом эпохальном событии. И прочитать о нем можно на выставке. Соратник Голощекина заслуженный артист России, джазовый пианист Петр Корнев вспоминает, что он в этот день лежал в больнице, в Шуваловский, где Голощекин играл вместе с Эллингтоном, не успел, хотя из больницы сбежал. Успел только в БКЗ «Октябрьский» на концерт Эллингтона и его музыкантов. «Даже не верилось нам, что самого Дюка видим и слышим, - вспоминает Петр Казимирович.- Давид пригласил мен играть джаз в семидесятом, и с тех пор играю. Это для нас тогда была такая свобода, другие люди, другое общение, впрочем, это и сейчас помогает».
Владимир Борисович Фейертаг предоставил для выставки немало материалов и предложил немало идей. В частности – провести здесь издательский день: «Есть три издательства в Петербурге, которые издают джазовые книги – «Скифия», «Планета музыки и «Композитор»,, мы больше, чем Москва, издаем книг о джазе, так что я предложил такой здесь провести, представить «Джазовый словарь» Ефима Барбана». Ефим Барбан – это тот самый знаменитый теоретик джаза, выступавший на радио под псевдонимом Джеральд Вуд, автор целого ряда книг о джазе.
Владимир Фейертаг обращает внимание на огромную карту джазовых мест Ленинграда-Петербурга – важнейшей составляющей выставки «Джаз в квадрате»: «Что важны здесь очень для современных молодых людей – это знание истории города, в том числе и его джазовой истории».
Фейертаг вспомнил, как сам водил московских джазовых музыкантов по Петербургу, как направились на Моховую 18, где жил удивительный Сергей Колбасьев – моряк, знакомец Гумилева, энтузиаст джаза. «Не все этой музыкой интересуются, а она живая, надо прийти сюда и познакомиться с ней», - говорит Фейертаг. В рамках выставки каждые две недели будут посвящены клавишным, ударным, струнным, духовым инструментам и выдающимся петербургским джазменам. 1 февраля даст мастер-класс пианист Петр Корнев, причем для этого ему предоставят белый рояль Шаляпинского музея. Виртуозы джаза Геннадий Гольдштейн, Вячеслав Султанов, Максим Ершов и другие будут играть в Chaliapin ArtFlat. Будет 15 февраля дан специальный концерт в честь дня рождения основателя «Квадрата» Натана Лейтеса, ушедшего из жизни в 2013 году. Название «Квадрат» (в смысле chorus) означает одно законченное проведение темы в джазе. Музыканты джазового мейнстрима выстраивают свою игру как ряд квадратов— вариаций темы. Всю зиму клуб проводит джем-сейшены в Джазовой Филрмонии раз в неделю, а летом – концерты на» джазовых пароходах» по Неве. «Это традиция оттуда – из Нового Орлеана – колыбели джаза, - говорит Петр Корнев. – И я хочу, чтобы она продолжалась».
Галина Артеменко