О «Сумерках «Сайгона»
Первый раздел книги составили интервью с завсегдатаями кафе, воспоминания очевидцев, отрывки из дневников. Материал расположен в хронологическом порядке и объединен по «кругам» общения.
Отдельная глава посвящена «кафе поэтов» на Малой Садовой. Во второй раздел включена антология поэзии и прозы «Маленький двойной», в которую вошли произведения «малосадовцев» и авторов, причастных к «сайгонской культуре», в том числе тексты, порожденные «Сайгоном» и содержащие взаимные посвящения. В книге представлены фотографии, созданные мастерами фотоандеграунда (Кудряковым, Корсуновой, Окуловым, Пешковым, Смеловым), а также любительские фотоснимки из домашних альбомов. В разделе «Архив» публикуются материалы самиздатского сборника «Поэты кафе “Сайгон”».
Книга снабжена указателем персоналий, именным указателем «В очереди за маленьким двойным» и библиографией материалов, посвященных «Сайгону».
На представлении книги в Музее Ахматовой вход был свободным. И Большой выставочный зал был полон. Пришли и посетители Малой Садовой и сайгонавты. На большом экране нон-стоп шли фотографии – черно-белые фото молодости тех, кто был в зале, тех, кого у же на свете нет. Звучали в записи песни молодого БГ.
Татьяна Никольская, Вячеслав Долинин, Сергей Стратановский, Анджей Иконников-Галицкий, Тамара Буковская – все они говорили о «Сайгоне», о том кафе, о котором так пронзительно в свое время сказала Татьяна Горичева: «Мне «Сайгон» нравится…беззащитностью. И чистотой. Потому что там все – как бы падшие люди».
Бессмысленно подробно перечислять, что собрано под обложкой восьмистраничного тома – «Сумерки «Сайгона» – это энциклопедия и путеводитель, это портал в мир, которого больше нет, но который парадоксальным образом жив – и не только потому, что живы мы – те, кто приходил туда в разные годы на протяжении более чем двух десятилетий. Этот мир стал и одним из призрачных миров нашего умышленного города и картинами, стихами, прозой – всех тех, кто был здесь.
Он был разным- «Сайгон». Виктор Кривулин писал, что это место, где в застойные годы сконцентрировалась демократическая культура. Ильдус Фаррахов сравнивал «Сайгон» с балаганом и народным театром: «Каждый второй был вечный студент, каждый третий – алиментщик, каждый четвертый – алхимик, каждый пятый был пятым и т.д.». А Анна Герасимова (Умка) написала жестко: «Довольно неприятный был, к слову сказать, гадюшник. Стоишь-стоишь часами, вышел-покурил-зашел-аскнул на кофе-вышел-целый день стоишь, ждешь чего-то или кого-то, безвыходняк полный, особенно если холодно на улице или дождь».
Так писала Тамара Буковская в 1976 году…
«Сумерки «Сайгона» продавали в Музее Ахматовой по издательской цене. Увесистый том стоил две тысячи рублей. На у каждого такие деньги есть, чтобы потратить на книгу. В магазине, наверное, будет еще дороже. Тираж второго издания – тысяча экземпляров. Всего тысяча.