Остров книжных сокровищ во втором дворе Ковенского, 14
Организаторы объяснили, что именно так называется кубинский остров в Карибском море, который раньше назывался остров Пинос – большая часть острова покрыта сосновыми лесами. Пинос переименовали в остров Молодежи - Isla de la Juventud в 1978 году. Кстати, именно этот остров, как говорят, стал прототипом Острова Сокровищ Стивенсона. А «Остров Соровищ» мы читали в детстве и юности... Платон Романов, Алексей Лапин и Иван Федоренко – организаторы нового проекта – хотят, чтобы «Хувентуд» стал своеобразной точкой входа в книжный мир для школьников и студентов.
У Платона Романова это второй магазин (в сентябре 2014 он вместе с Михаилом Маляровым открыл «Фаренгейт 451» на Маяковского, 25). Платон говорит, что самое сложное для магазина – выжить в первый год. Никаких льгот, конечно, нет.
В магазине предполагается проводить выставки, лекции, встречи с писателями, стихи читать – благо есть помещение и пространство второго дворика. По счастью, он зелёный: тут будет уютно осенью под большим клёном. Книжный магазин устроен в пристройке у шестиметровой стены (дворницкий сарай?), столики кафе и пиццерии стоят на улице. Задача команды Платона Романова сделать этот дворик с хостелом, с буфетом «Малыш», с велосипедной мастерской, пиццерией и маленьким садиком настоящим «третьим местом» – местом встреч, посиделок, общения и чтения. Приехали починить велосипед, съели пиццу, купили книгу, послушали лекцию. Похоже на Ужупис или какой-то переулочек Монмартра…
В Петербурге, как говорит Платон, можно гулять по маршруту – от одного маленького независимого книжного магазина до другого – «Все свободны», «Мы», «Порядок слов», «Свои книги», «Фаренгейт 451» и вот теперь «Хувентуд», шесть магазинов-пространств интеллектуальной литературы. Три года назад их было больше, но закрылись «Книжный окоп», «Буквально» переехал из центра на Обводный канал, закрылась «Библиотека «Проектор»…
В день открытия в «Хувентуде» представлены около полутора тысяч книг издательств НЛО, Ивана Лимбаха, Нового, Своего, Ад Маргинем-Пресс, Лимбус-пресс, V-A-C press и многих других. Выбирая книги для продажи, владельцы магазины действуют из своих вкусовых предпочтений: философия, культурология, история идей и религий, поэзия, интеллектуальная история кулинарии, история искусства… Есть детские и подростковые книги «Розового жирафа», «Самоката», «Поляндрии» и других издательств. В день открытия во дворике вели торговлю «Своё издательство», «Розовый жираф», «Самокат».
Характерно, что независимые книжные магазины не были приглашены к участию в проекте «Книжные аллеи», развернутым Смольным у Михайловского замка. Хотя идея о создании некоего книжного пространства в центре Петербурга с мая по октябрь была впервые высказана как раз на Международном книжном салоне на круглом столе в магазине «Порядок слов». Правда, эту идею перехватили. И вот уже Николай Стариков на заседании петербургского правительства в Смольном публично озвучил ее и получил одобрение губернатора Полтавченко. «Книжные аллеи» созданы, но независимых книготорговцев там нет.
Зато теперь есть готовая бизнес-идея для интеллектуального туризма – неформальный маршрут прогулок по независимым книжным магазинчикам и третьим местам.