Зарплата медиков: проблемы с бедным государством или с его совестью?
3 апреля депутаты Законодательного собрания Петербурга захотели понять, как реализуется принятый в прошлом году городской закон «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Петербурга» и как выполняется президентский Указ о зарплате медиков-бюджетников? Заседание это было вызвано недавней голодовкой врачей и студентов-медиков. А причиной голодовки стали не только недобросовестность статистики - расхождение между реальными цифрами зарплат врачей и медсестёр и опубликованными данными Росстата. К нарисованным цифрам у нас, похоже, все давно привыкли.
Для начала восстановим контекст. 24-26 марта 2014 в больнице Петра Великого в Петербурге состоялась голодовка нескольких врачей и медсестёр с медбратьями. "Реальная заработная плата врача анестезиолога-реаниматолога составляет не более 16 тысяч рублей в месяц, среднего медперсонала чуть больше 10 тысяч" - утверждали протестующие. Голодовка началась в понедельник, 24 марта. "...сил терпеть происходящее нет. Во всех масс медиа кричат что средняя зарплата врача 47 тысяч (смотреть здесь - в данных Росстата за 2013 год; статьи "врачи" и ниже, данные по региону "Санкт-Петербург) по факту выходит 16 тысяч" - писал на своей странице в ВКонтакте Сергей Драгомирецкий накануне голодовки в воскресенье, 23 марта.
Причиной голодовки стало несогласие с зарплатной политикой в лечебном учреждении. Власти Санкт-Петербурга отчитываются об исполнении показателей «дорожной карты», утвержденной Указом Президента РФ от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
«Дорожная карта» подразумевает плановый рост зарплаты до 2018 года. Так в 2013 году средняя заработная плата федеральных учреждений к которому относится больница Петра Великого у врачей составила 50,0 тыс. руб., у среднего медперсонала 32,1 тыс. руб. (всё те же данные Росстата).
На деле оказывается, что сотрудники, участвующие в голодовке получают заработную плату в 2-3 раза меньшую. И такова ситуация по всей России. Причиной тому стал приказ Росстата, утверждающий методику составления отчетности – расчет на физические лица, а не утвержденные ставки. При определении средней заработной платы работа медиков на 1,5-2 ставки учитывается как работа на одну ставку. Тем самым поддерживается и практикуется практика переработок, увеличения интенсивности труда.
С осени 2013 года Межрегиональный профсоюз работников здравоохранения «Действие» обнажил данную проблему, организовав массовые выступления медиков по всей России с говорящим названием «За достойную медицину!» - цитирует Сергей Драгомирецкий пресс-релиз участников голодовки. "По многим субъектам Российской Федерации были проведены митинги, пикетирования, круглые столы с вышестоящим руководством, акции голодовок и «итальянских забастовок». Было подписано открытое обращение к министру здравоохранения РФ В.И. Скворцовой. Получены первые ответы с региональных Минздравов сводящиеся к фразе «рост зарплаты подразумевает рост количества и качества предоставляемых медицинских услуг». Профсоюз «Действие» продолжает борьбу за внесение изменений в приказ Росстата, что позволит нивелировать «арифметику обмана» и добиться реального, а не фиктивного увеличения заработных плат медицинских работников, заставит уважать их нелегкий труд.
В течение трех дней голодовки сотрудников клиники Петра Великого в Санкт-Петербурге уже отмечаются первые неблагоприятные последствия. По информации медбрата учреждения Сергея Драгомирецкого, участвующие в голодовке чувствуют слабость, <...> постоянные головные боли, нарушение сна"
26 марта в 19 часов голодовка была прекращена в связи со значительным ухудшением состояния здоровья геё участников. Кроме того, участникам акции удалось добиться от руководства гарантий повышения заработной платы.
Голодовка вызвала резонанс. Министерство здравоохранения выразило недовольство как самой протестной акцией, так и её медиа- сопровождением. "Идёт активное гонение вуза со стороны министерства, министерство по прежнему не признаёт свою вину, хотя аналогичная ситуация и в других учреждениях" - написал Сергей Драгомирецкий вчера на своей странице в ВКонтакте.
Ситуацией обеспокоились депутаты ЗакСа. Сообщает наш корреспондент Галина Артёменко:
Глава комиссии по соцполитике и здравоохранению Людмила Косткина недоумевает – миллиарды из бюджета идут на зарплату бюджетников, в том числе и медиков: «В тарифе стационаров – 70% составляет зарплата, в поликлиниках – 80%, а люди жалуются». Медикам предусмотрена целая система доплат – за степень, квалификацию, стаж, есть еще надтарифный фонд, который распределяется руководством медучреждений. Между тем, как рассказала Косткина, врачи жалуются на начальников – зарплата доктора 35 тысяч, а у заведующего отделением 150. Обидно.
Заместитель председателя комитета по здравоохранению городского правительства Константин Клюковкин озвучил радужное будущее – в этом году Смольный планирует , что средняя зарплата врача в 2014 году достигнет и вовсе 53 тыс 852 рубля при окладе 29 455, среднего медперсонала – 33 498 рублей при окладе 20 904 рублей, а младшего медперсонала – 21 013 рублей при окладе в 13 752. Оклады вырастут. И, по мнению Косткиной, именно к этому надо стремиться: «Может быть, пришла пора увеличить базовый оклад, а не давать деньги в общую кучу на надбавки?».
Кроме того, Смольный подготовил соответствующий документ о том, чтобы соотношение средней заработной платы руководителей к средней зарплате работников было в пределах от 2 до 8 и не выше и ряд других документов, которые, в конце концов, и дадут возможность принятому в прошлом году закону наконец-то заработать. Косткина задала риторический вопрос: «Почему так медленно?».
По мнению заместителя председателя комитета финансов Петербурга Татьяны Мещаниновой разброс в зарплатах зависит от «человеческого фактора» - отношения руководителя к своим подчиненным. Татьяна Мещанинова напомнила на заседании комиссии, что зарплата, в соответствии с поручениями президента, должна расти и от платных услуг ( не менее 30% средств от них должны идти на зарплату), а также от сокращения неэффективных расходов – также не менее 30% от этого должно быть направлено на увеличение зп. «Но никаких телодвижений нет от отраслевых органов власти по сокращению неэффективных расходов», - отметила Татьяна Мещанинова.
Многие из участников заседания, в том числе и сама Косткина, говорили и о том, что медики просто не очень хорошо осведомлены, из чего складывается зарплата, что зарплата и базовый оклад – разные вещи.
Как раз в связи с базовым окладом и бедственным положением молодых специалистов-медиков высказался председатель комитета Профсоюза работников здравоохранения Петербурга и Ленобласти Владимир Дмитриев, который подчеркнул, что «реальная жизнь отличается от цифр и графиков». Ставка юного врача без стажа работы около 13 тысяч рублей, поработал два года – достиг аж 14 600 рублей. По данным профсоюзного лидера, в 2013 году дипломы медицинских вузов города получили 2470 молодых специалистов, а в медучреждения пришли 645, из 1188 выпускников медучилищ – 471 человек. Куда делись остальные? «Еще через год две трети оставшихся уйдут в коммерцию или вовсе покинут медицину», - мрачно сказал Дмитриев.
Депутаты выслушали и Елену Шадуйко - проректора по экономике и финансам Медуниверситета имени Мечникова – именно к этому федеральнмоу чреждению относится больница Петра Великого, где голодали медики – анестезиологи и реаниматоры - из-за зарплат ниже плинтуса. Елена Шадуйко рассказала абсурдную историю из серии «хотели как лучше, а получилось, как всегда», которая, увы, обычна для России. Больница перешла на так называемое «одноканальное финансирование», государственное задание сразу снизилось – стационарная помощь на 67%, амбулаторная – на 70%, высокотехнологичная – на 24%. В деньгах это составило минус 520 млн. рублей. Петербург, правда, увеличил свой поток на 100 млн. рублей, но это не помогло, конечно. Мечниковцы разослали по всем регионам России, что могут работать по договорам, ответ получили из семи с объемом финансирования не более 50 млн. рублей. Зарплаты медиков, которые не работали по квотам, где положение худо-бедно было лучше, просто «подкосились». Реаниматологи с начала года «сели» на голые оклады в 10-13 тысяч. Тут поневоле объявишь голодовку, чтобы не протянуть ноги. Елена Шадуйко доложила депутатам, что с 2015 года Минздрав обещал им выделить отдельную строку в ОМС, а в этом году увеличить госзадание, чтобы «мы хоть как-то дотянули». А пока в больнице сократили 500 коек и зарплату административно - хозяйственной части, но существенно зарплату медиков это не увеличило. И петербургские депутаты сегодня решили писать теперь уже не от имени комиссии, а от всего ЗАКСа - в Федеральный Фонд ОМС и Министерство здравоохранения РФ – по вопросу о дополнительном увеличении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на оплату услуг по оказанию медицинской помощи федеральными учреждениями здравоохранения в 2014 году.
Людмила Косткина грустно сказала: « У нас государство бедное – на здравоохранение не выделяется необходимых 5-7% ВВП». А депутат-яблочник Борис Вишневский сказал, что при этом находятся средства на Олимпиаду, списание долгов странам третьего мира, на Крым. У государства деньги есть, скорее всего, тут проблема с совестью.
Председатель комитета Профсоюза работников здравоохранения Петербурга и Ленобласти Владимир Дмитриев сообщил Когита!ру, что профсоюзы получили согласование на митинг 15 апреля у «Юбилейного», где снова обратят внимание на зарплату медиков, в частности, молодых специалистов.