Андрей Воронин о своей новой книге
Анджей Беловранин. "Черная книга". Совместный проект РОПО "Солдатские матери Санкт-Петербурга" и "Новой газетой в Санкт-Петербурге". СПб.: "Норма", 2010. - 152 с.
Андрей Воронин: Целей издания книги несколько. Первая заключается в том, чтобы показать взаимодействие армии и общества с точки зрения общества. Книга о том, как это происходит, как это сделать более цивилизованным, как изменить ситуацию в том случае, когда права людей нарушаются. И мы показываем, как общество начинает сопротивляться нарушениям прав человека в армии, каким образом это можно сделать через привлечение правозащитных организаций и СМИ, в первую очередь. И я пытаюсь вывести такую мысль в книге, что эта работа по защите своих права становится в таком случае более успешной и приводим примеры этого.
Вторая цель – показать, что из себя представляет в данный момент армия с точки зрения людей, туда попадающих. Вторая часть книги этому посвящена. Она называется «Паноптикум». В ней рассказывается об отдельных проявлениях зверства и о совершенно чудовищных нарушениях прав человека в армии. В частности о карательной психиатрии в армии. Также идет речь о войне в Южной Осетии и о том, как там нарушались права российских военнослужащих. Я не касаюсь собственно военных действий и того, кто прав, кто виноват в этой войне. Меня интересует в данной книге только положение российских солдат.
Отдельная глава посвящена ксенофобии. И попытки преодоления этой ситуации, возможности выхода - для этого в приложении интервью военных экспертов, которые представляют ситуацию не только изнутри, как мы нее видим с Эллой Михайловной, но и снаружи, с той стороны. Они представляют, как это можно было бы изменить технически, рассказывают об этом. Идет речь о том, как реально изменить ситуацию, о том, что это возможно.
Ты действительно считаешь, что книга может называться «черной»? Все, что связано с армией, окрашено в черный цвет?
Андрей Воронин: Название «Черная книга» изначально сопутствовало этому проекту. Элла Полякова показала мне книгу, которая была издана в 1997 году – европейская книга о преступлениях в армии. Она тоже черного цвета и называлась «Черная книга». Идея Эллы Михайловны была издать такую книгу о России. И это как бы продолжение того проекта. Рабочее название у него было «Черная книга». И перед публикацией мы пришли к выводу, что это лучшее название из тех, что можно в данный момент придумать. Решили не изобретать дополнительно колесо, оставить так. И на мой взгляд, это верно. – это передает суть проблемы. В наше время армия - самый разложившийся институт, даже хуже МВД в России. Самое черное в этой стране – это, я думаю, армия.
Все ли становится известно СМИ из того, что происходит в армии?
Андрей Воронин: Это вопрос риторический – конечно, нет. Мало что становится известно. Даже проблема не в том, что какие-то вещи скрываются, утаиваются от СМИ. Проблема в том, что того, что вскрывается так много, что не все попадает на станицы газет и Интернет-ресурсов. Потому что получить информацию о преступлениях в армии – это достаточно просто. Надо поговорить с любым человеком, который служил. Можно легко получить материал журналистский, который можно публиковать. И этот материал будет актуален, потому что это будут не разговоры о том, кто у кого украл козу, а речь будет идти о настоящих нарушениях прав человека. И доказательных случаев таких очень много у «Солдатских матерей». Мы просто даже не успеваем следить за всем, все случаи охватывать просто физически не удается.
Из вступления к книге:
"Нежелание властей, несмотря ни на что, по-настоящему реформировать армию, имеет множество причин, в основе которых лежит одна, глубинная. Армия, такая, какая она есть сейчас, формирует в обществе отношения, основанные на рабовладельческих принципах — и поэтому необходима, чтобы поддерживать сложившийся имперско-клептократический строй.
Несмотря на низкую популярность армии и ее отталкивающий имидж, несмотря на нежелание подавляющей части молодых людей служить по призыву, армейское иерархическое правило «я начальник — ты дурак» само по себе почти не подвергается критике — как часть раз и навсегда сложившейся системы отношений.
Дедовщина и коррупция воспринимаются как нечто естественное, и возмущают большинство россиян лишь самые безобразные случаи — например, приводящие к гибели солдат.
Переход к общечеловеческой системе ценностей для них становится практически невозможным, потому что неизбежно связан с серьезной ломкой психики. А значит, подчас сами того не осознавая и не желая, они становятся опорой режима.
Изменить эту порочную практику может лишь осознанное
противостояние гражданского общества. Несогласие, которое постепенно зарождается в душах людей, а затем находит выход наружу.
О том, какие формы принимает смесь дедовщины и коррупции при стремительном моральном разложении армии; о том, что является толчком к сопротивлению; о том, во что это сопротивление выливается; о том, удается ли его организовать и направить — эта книга".
Другие материалы о презентации: передача "Немецкой волны"
Книга о насилии и беззакониях в российской армии вышла в Петербурге