О «Праве записывать»
Автор: Галина Артёменко
—
Дата создания:
25.06.2017
— Последние изменение:
25.06.2017
В Петербурге, в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме публике представили «Право записывать» – книгу статей, очерков, рабочих записей Фриды Вигдоровой ( 1915-1965), журналистки, имя которой ныне чаще всего вспоминают в связи с судом над Иосифом Бродским, который она стенографировала.
«Право записывать» – это цитата из письма Фриды Вигдоровой редактору «Литературной газеты» Александру Чаковскому: «Разве можно лишать журналиста его естественного права видеть, записывать, добираться до сути происходящего?».
Фрида Вигдорова записывала, находясь в зале суда, первый и второй процесс над «тунеядцем Бродским». Эти записи стали первым правозащитным документом в СССР и одним из первых документов Самиздата.
Книга «Право записывать» вышла в издательстве АСТ в Москве в этом году, большая часть материалов публикуется впервые. Книга составлена дочерью Фриды Вигдоровой Александрой Раскиной и ее племянницей Еленой Вигдоровой.
Фрида Вигдорова – это не только подробная запись судов над будущим Нобелевским лауреатом, Фрида Вигдорова – это журналистика действия и сострадания, а не только «факта и мнения».
В книге «Право записывать» собраны очерки и статьи Фриды Вигдоровой – о людях, сложных, порой трагических ситуациях. Ради этих людей Фрида ездила в долгие командировки за сотни километров, например, в дальнюю колонию, чтобы разобраться в судьбе осужденного молодого человека (очерк «Кем вы ему приходитесь?»). Или защищала посмертную память студента, покончившего жизнь самоубийством, понимая, что человека не вернуть, но защитить его доброе имя, его мечту и его честь – необходимо («Плохой студент?»).
То, что делала Фрида Вигдорова – настоящая журналистика, та журналистика, которая и сейчас, в изменившихся обстоятельствах, пытается жить и сражаться за каждого человека, кому нужна помощь. Та журналистика, которая никогда не станет сервильной, расчетливой или лживой. Эту бы книгу да каждому студенту каждого нынешнего российского факультета журналистики дарить при поступлении и убедить прочесть.
На представлении «Права записывать» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме о Фриде Вигдоровой вспоминали ее дочь Александра Раскина, Михаил Мейлах, Константин Азадовский. Яков Гордин не смог прийти, но было видео, где Яков Аркадьевич рассказывает о том, как было решено призвать именно Фриду, когда судили Бродского. Вспоминали Михаил Мильчик, Екатерина Видре – дочь Кены Видре, подруги Фриды Вигдоровой. «Не люблю, когда травят людей», – эти слова Фриды запомнила Кена Видре и их напомнила Екатерина.
Книга открывается предисловием составителей и очерком Ирины Грековой «Свет доброты», далее идут статьи и очерки Фриды Вигдоровой, печатавшиеся в крупнейших советских газетах, но всегда чрезвычайно трудно «проходившие в печать». Затем опубликованы ее блестящие «Блокноты журналиста», и завершает эту часть книги текст Александры Раскиной, дочери Фриды Вигдоровой «Вокруг статей».
Фрида Вигдорова была и депутатом Фрунзенского райсовета Москвы, решила избираться, потому что, думала, депутатством поможет в деле Бродского. Но оказалось, что взвалила на себя еще одну тяжелую ношу: к ней тали писать и обращаться за помощью москвичи – жители подвалов и углов, бесправные люди, которым она старалась помочь, как могла, чтобы переселить из ужасных условий. Монолог этих людей, а также монологи чинуш Фрида записывала. Главы «Блокноты депутата» и «Из неопубликованных блокнотов депутата» представлены в этой книге.
И, безусловно, центром «Права записывать» стала глава «Дело Бродского». Здесь не только собственно записи Фриды, но и предисловие Лидии Чуковской, история записей судов над Бродским и текст Александры Раскиной «Фрида Вигдорова и дело Бродского: мифы и реальность».
Фрида Вигдорова была не только журналистом, но и зрелым, обладающим собственным голом писателем. Ее книги «Мой класс», «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка», «Семейное счастье», «Любимая улица», дневник матери «Девочки». В «Праве записывать « представлена глава «Блокноты писателя» и отрывок из повести Фриды Вигдоровой «Учитель» – об одной из трагедий времени Большого террора.
Завершает «Право записывать» глава «Из архива Н.Я.Мандельштам». Надежда Яковлевна пишет о том, какую роль сыграла Фрида в ее собственной жизни, что она сделала, чтобы вдову Мандельштама прописали в Москве, кем была Фрида не только для нее самой, для Бродского, но для сотен других людей. Только вот Надежда Яковлевна написала, что после процесса над Бродским Фрида «прозрела», увидев, в какой стране она живет. Но это не так: Фрида Вигдорова не питала иллюзий, еще до суда над Бродским, она все видела и все понимала в происходящем. И сражалась за каждого, о ком писала.