Владимир Ильин и Борис Докторов о книге "Профессия - социолог"
Во вторник в НИЦ "Мемориал" состоялась презентация нового четырехтомника А.Н.Алексеева и Р.И.Ленчовского "Профессия - социолог".
На презентации побывал В.И.Ильин, отзыв и фотографии которого мы публикуем. Также на презентации был зачитан отзыв Б.З.Докторова, присланный им из Фостер Сити (Калифорния).
Владимир Ильин:
"8
февраля 2011 г. в Петербурге в помещении Научно-информационного центра
«Мемориал» прошла презентация четырехтомника А.Н. Алексеева и Р.И.
Ленчовского «Профессия – социолог. Документы, наблюдения, рефлексии»
(СПб: Норма, 2010).
Эта
работа представляет собой сборник аналитически описанных и
документированных ситуаций, имевших место в Санкт-Петербурге в конце
нулевых лет: сокращение штатов в Социологическом институте, борьба
вокруг «Охта-центра», обыск в «Мемориале», а также размышления автора о
том, как можно делать социологию. Каждая ситуация – частный случай,
прямо не связанный с другими. Но при внимательном прочтении понимаешь,
что это не изолированные точки, а моменты одного и того же процесса
завершения становления властной административно-политической вертикали.
Тщательный анализ частных моментов отлично показывает логику этого
процесса, идущего по всей стране. По такой же схеме развивались и
развиваются события во множестве иных мест.
В этой работе можно выделить несколько уровней смыслов:
1. Исторический анализ частных ситуаций, вписанных в масштабный исторический процесс.
2. Социологический анализ механизмов подчинения административной системой общества.
3. Анализ метода наблюдающего участия, который развивается автором
Это исследование началось с увольнения А.Н. Алексеева из Социологического института (см. мой анализ той ситуации: http://vr05.livejournal.com/80486.html).
Не очень приятный момент в своей биографии он превратил в предмет
социологического исследования. И в этом контексте в его словах
благодарности тем, кто его уволил, была не только ирония, но и правда.
Умение превращать неприятности в счастливый случай – фирменный стиль
социолога А. Алексеева. В советское время его выдавили из социологии,
что дало ему возможность в течение нескольких лет изучать молекулярный
уровень советского способа производства в качестве рабочего завода.
Благодаря тому неприятному случаю, он стал знаковой фигурой
отечественной социологии, разработав метод наблюдающего участия. Сейчас
история повторилась: его снова выдавили из официальной социологии, а он
обратил свое поражение в предмет исследования.
Казус Алекссева в социологии займет такое же место, как казус Диогена в философии. Он показывает альтернативный стиль социологии, стиль который никогда не станет доминирующим по простой причине: он неудобен для жизни, он чреват неприятностями как системными характеристиками профессии".
Борис Докторов:
"Так обстоятельства жизни прихватили меня, что нет времени подробно анализировать «Профессия – социолог», хотя и книга у меня есть, и мягкий вариант в компьютере, и в течение процесса рождения книги я регулярно контактировал с авторами: Андреем Алексеевым и Романом Ленчовским. С другой стороны, мне хотелось бы пусть очень кратко описать мое впечатление об этой работе.
Прежде всего отмечу ее методологическое значение. Оказывается, честное отношение к простому, обыденному материалу, мимо которого мы обычно проходим, не замечая, дает на выходе удивительное по полноте и правдивости описание окружающего нас пространства. Я классифицирую эту книгу прежде всего как историко-социологическое исследование. Мы – очевидцы рассмотренных кейсов и люди того сообщества, которое представлено в работе. У нас – оперативный интерес к содержанию книги, достаточно узкий, прикладной. Но я пытаюсь смотреть на изложенное в книге, скажем из середины нынешнего столетия... время-то быстро летит.. в каждом кейсе социологи (историки, психологи, культурологии) увидят очень многое:
проблемы, которыми жил город и социологическое сообщество, коммуникационные сети, связывающие огромное число людей из разных социальных и социально-профессиональных ниш, характер отношений между людьми, этические нормы, почувствуют атмосферу времени.. многие поймут, что это небольшое количество микро-ситуаций, представленных в кейсах, в действительности репрезентирует многие важнейшие процессы макромира.. скажу честно, я хотел бы сейчас прочесть нечто аналогичное «Профессии – социолог», но написанное в 60-е – 70-е годы..
Второе: книга еще раз (после «Драматической социологии», после книги Фирсова о разномыслии и еще совсем небольшого числа книг) дает нам пример развития новой для российской социологии тенденции. Ее можно назвать: «интимная социология». Речь идет о том, что авторы не скрываются за материалом, они не напоминает о себе ежестранично, но их присутствие ощущается постоянно.. этот новый стиль – мне кажется – синтезирует в себе и традиции русской социальной журналистики (Короленко, Гиляровский, сборник «Физиология Петербурга») и является ответом на то, что в течение многих десятилетий советские социологи не имели возможность говорить своим собственным голосом...
Прекрасная работа. Я поздравляю моих коллег и друзей Андрея Алексеева и Романа Ленчовского с завершением сделанного. И мне грустно оттого, что я не могу присутствовать на этом обсуждении. 6 февраля 2011, Фостер Сити, Калифорния".