01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Скрытый Тибет: история независимости и оккупации

Вы здесь: Главная / Новости / Книги и журналы / Скрытый Тибет: история независимости и оккупации

Скрытый Тибет: история независимости и оккупации

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 18.03.2010 — Последние изменение: 18.03.2010 Когита!ру
10 марта 2010 в Институте региональной прессы состоялось представление книги С.Л. Кузьмин "Скрытый Тибет: история независимости и оккупации" издательства "Нартанг".

Публикация осуществлена при поддержке фонда «Сохраним Тибет».Автор книги  - С.Л. Кузьмин, ответственный редактор - А.Терентьев. Издательство "Нартанг".

Тибет – земля тайн. Они не только в религии и мистике – многое остается скрытым и в его истории. В книге прослеживается история тибетской цивилизации с древнейших времен до наших дней, рассказывается о жизни тибетцев до и после «мирного освобождения» – насильственного включения Тибета в состав КНР.

Автор приходит к выводу, что ранее Тибет не был частью других государств. В те времена, когда Китай входил в монгольскую империю Юань или маньчжурскую империю Цин, Тибет сохранял самостоятельность; мнение о том, что Тибет был частью Китая, исходит лишь из древнекитайской идеи глобальной императорской власти. Поэтому включение Тибета в состав КНР не было легитимным, и Тибет является оккупированной страной.

Многие фотографии и сведения, касающиеся последнего периода истории Тибета, публикуются впервые.

Цель этой книги — не проведение детального анализа источников на китайском и тибетском языках, а обобщение исследований из разных областей на современном этапе. В связи с этим использованы в основном обзорные публикации, в которых детально перечислены и проанализированы многочисленные источники, на которые там есть ссылки. Вместе с тем, в книге использованы малоизвестные и до сих пор не публиковавшиеся сведения.

На презентации книги выступил ответственный редактор издания -  Андрей Терентьев:
Сегодня - 10 марта - 51-ая годовщина подавления восстания в Тибете властями Китая. Это событие ознаменовало новую эпоху в истории Тибета. Проблема имеет для нас два измерения. Есть правда того, что происходит в Китае, в Тибете. Это касается всех людей мира в моральном аспекте. Кроме того, наша страна связана с Тибетом на протяжении многих столетий. Сейчас в трех республиках РФ: Бурятии, Калмыкии и Туве – проживает около полумиллиона последователей тибетского буддизма, считающих своим лидером его святейшество Далай Ламу. Поэтому ситуация в Тибете затрагивает нашу страну непосредственно.

Вышедшая книга обобщает имеющиеся на сегодня сведения по тибетскому вопросу, обобщает различные публикации на эту тему.  Китайская сторона и тибетская сторона видят историю своих взаимоотношений совершенно по-разному. Книга Кузьмина содержит детальный анализ обеих точек зрения. Автор книги – не китаевед, не тибетолог. Он не использует оригинальных источников. Он исходит из принципа, что главные аргументы и китайская, и тибетская стороны стремились предъявить мировой общественности и публиковали их на английском языке. Книга Кузьмина – компиляция всех основных источников, имеющихся на сегодняшний день.

Огорчает (особенно российских буддистов) позиция нашей страны в этом вопросе. Его святейшество Далай Лама на протяжении многих лет не допускается в нашу страну. С президентом США Далай Лама встречается. О Далай Ламе Кузьмин пишет так:
«Миротворческая деятельность Далай-ламы XIV принесла ему всемирное признание. В разные годы он получил много наград и почетных званий от научных, религиозных и общественных организаций. 10 декабря 1989 г. Далай-лама был удостоен Нобелевской премии мира за мирную и ненасильственную борьбу за свободу Тибета, сохранение его исторического и культурного наследия. В своей речи Далай-лама конкретизировал Мирный план, предложив создать Зону ахимсы:
«Все Тибетское нагорье должно быть демилитаризовано; производство, испытание и хранение ядерного оружия и других вооружений на Тибетском нагорье должны быть запрещены; Тибетское нагорье должно стать крупнейшим в мире природным или биосферным парком. Должны быть приняты строгие законы по защите животного и растительного мира; разработка полезных ископаемых должна производиться под тщательным контролем, чтобы не нанести урон соответствующим экосистемам; а будущая программа развития населенных районов Тибета должна включать в себя охрану природы; следует запретить производство и использование ядерной энергии и других технологий, имеющих вредные отходы; национальные ресурсы и политика должны быть направлены на действенное поддержание мира и охрану окружающей среды. Тибету надлежит стать гостеприимным домом для организаций, которые выступают за укрепление мира и в защиту всех форм жизни; следует поощрять создание в Тибете международных и региональных организаций, выступающих за расширение прав человека и в их защиту».

Тибетцы мыслят себя как самостоятельную нацию. Они отличаются от китайцев этнически, культурно, у них свой язык. Они пытаются поднять вопрос хотя бы о культурной автономии. Китайцы считают, что Тибет изначально принадлежал Китаю. Они даже не хотят обсуждать этот вопрос. Они утверждают, что такого вопроса не существует.

Возвращение Далай Ламы в Тибет китайцы допускают с условием, что Далай Лама прекратит «раскольническую деятельность». Кузьмин в своей книге очень подробно пишет об истории и культуре Тибета. Эта страна неоднократно воевала с Китаем. Завоевывала Китай, заключала мирный договор с Китаем.

В книге Кузьмина рассказывается и о восстании 2008 года:
« В 2008 году произошли выступления тибетцев, которые стали самыми масштабными с 1959 года. В них участвовали многие тысячи людей. Демонстрации начались в марте, были посвящены 49-й годовщине восстания 1959 ггода и приурочены к намеченным на август 2008  олимпийским играм в Пекине. Далай Ламу обвинили в попытке срыва игр. Но сам он всегда поддерживал эти игры, выступал против предложений бойкотировать китайские товары.

Протесты произошли более чем в 60 пунктах Большого Тибета, в Пекине и Ланьчжоу. Почти везде их подавили китайские силовики — независимо от того, были это бунты или мирные демонстрации. По китайским данным, с 10 по 25 марта в районах компактного проживания тибетцев в ТАР, Сычуани, Цинхае и Ганьсу произошло 150 серьезных актов насилия, вылившихся в избиения, погромы, грабежи и поджоги, в ходе которых пострадало много людей, тысячи домов были сожжены. Участников демонстраций разгоняли, арестовывали, иногда по толпе стреляли боевыми пулями. Были сообщения о гибели женщин и несовершеннолетних.

По тибетским источникам, власти разоружили тибетских полицейских, поскольку не доверяли им. Силовики врывались в монастыри, проводили аресты, избиения и обыски монахов в поисках «подрывных материалов». Среди монахов были случаи самоубийства. В Лхасе прошли сплошные зачистки домов тибетцев.

Житель Лхасы вспоминал: «Мы спали, не раздеваясь, поскольку за нами могли прийти и даже не дать времени натянуть штаны». Есть сведения о погромах в домах, куда врывалась полиция.

Тюрьмы были переполнены, задержанных избивали.

Примерно такие же методы усмирения использовали вне Лхасы. Например, у монастыря Кирти (Нгаба, Сычуань) арестовали 572 монаха и десятки мирян. Были убиты 8 чел., два монаха покончили с собой. Часть арестованных провезли в грузовике по поселку, чтобы запугать жителей. С арестованными обращались, например, так. 38-летнюю тибетку, мать четверых детей, арестовали за то, что она первая потянула на себя дверь поселкового офиса во время демонстрации. Отягчающим обстоятельством было то, что ее муж скрывался от властей. После восьми суток ареста ее отпустили. На теле было множество синяков, она не могла говорить и есть, испытывала постоянную тошноту и затруднение дыхания. В больнице ее обслуживать отказались. Через 22 дня она умерла. Власти запретили монахам проводить по ней заупокойные ритуалы.

Тибетцев, задержанных за мирные протесты в Лабранге, били дубинками, называли «животными» и «дураками» за то, что они не понимали команды, отдаваемые по-китайски».

Китайцы ссылаются на свою историю и там находят аргументы для включения территории Тибета в Китай. Эти аргументы, по мнению С. Кузьмина, совершенно несостоятельны.

«Тибетцы хотят оставаться тибетцами, а не становиться китайцами. Они хотят сохранить свою древнюю цивилизацию. Но после присоединения Тибета к Китаю в нем внедряется чуждая цивилизационная модель».