01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

2-й закон диалектики Гегеля в гендерной перспективе

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / 2-й закон диалектики Гегеля в гендерной перспективе

2-й закон диалектики Гегеля в гендерной перспективе

Автор: Андрей Рысев — Дата создания: 14.02.2010 — Последние изменение: 16.02.2010 Когита!ру
В конце января немецкие специалисты по защите прав женщин делились опытом с петербургскими юристами на семинаре «Механизмы защиты трудовых прав: зарубежный опыт и российская практика». В начале февраля состоялся уже «мужской» семинар «Отец в современной семье: научно-практический опыт России и Финляндии». Андрей Рысев по итогам семинаров сделал давно известный вывод о настигшей нас смене гендерных ролей.


В конце января в Институте региональной прессы состоялся семинар общественной организации «Петербургская ЭГИДА» «Механизмы защиты трудовых прав: зарубежный опыт и российская практика». Немецкие специалисты по защите прав женщин поделились опытом с петербургскими юристами. А в начале февраля состоялся уже «мужской» семинар «Отец в современной семье: научно-практический опыт России и Финляндии». Вывод, который вынес Андрей Рысев от услышанного один – женщины мужают, а мужчины феминизируются. Впрочем, все гораздо сложнее.

Берегите женщин!

Первая из заявленных конференций в итоге свелась к необходимости  защищать женскую часть населения. Президент «Петербургской эгиды» Рима Шарифуллина рассказала собравшимся о случаях дискриминации женщин, в частности, незаконных увольнениях беременных.

В тоже время в Европе, как отметила Шарифуллина, бизнес по-иному относится к трудовым правам представительниц прекрасного пола, а если и нарушает принципы равенства, то выплачивает серьезные штрафы за любое проявление гендерной дискриминации.

В России же женщины крайне редко подают на работодателей в суд. Хотя случаев незаконного увольнения или отказа в приеме на работу беременным или женщинам с детьми предостаточно. Кроме того, российские специалисты отмечают, что треть всех объявлений о приеме на работу являются откровенно дискриминационными. Правда, пока доказать это в суде сложно, потому что не существует российского закона, который бы раскрывал понятие дискриминации.  

Чаще всего пострадавшие просто не знают, куда обратиться. Во всем мире существует официальный уполномоченный по гендерным вопросам, у нас же проблемы женщин решаются «в общем порядке». Причем у нас это происходит, несмотря на существование при губернаторе Петербурга Координационного совета по реализации политики  гендерного равноправия, который возглавляет вице-губернатор Людмила Косткина.
Представители этого Совета также участвовали в работе конференции и страстно возмущались критикой своей работы, прозвучавшей из уст секретаря Правозащитного совета Петербурга Наталии Евдокимовой.

Решив соблюсти объективность, я с удивлением узнал, что, например, в 1-м квартале 2010 года у гендерного Совета запланированы «целых» два мероприятия – оба в марте: совещание «Пути и механизмы учета гендерной составляющей в организации и
управлении здравоохранением и социальным обслуживанием в Санкт-Петербурге» и проведение городской выставки «Санкт-Петербург для женщин»…

Ну, а пока мы считаем женщин в системе здравоохранения и соцзащиты, а также объявляем город прекрасным, женщин продолжают увольнять и не выплачивать пособия (см. Когиту!ру)

Но самым ярким на конференции стало выступление Кристы Рандцио-Плат, ректора Гамбургского Университета, председателя экономического Комитета Европарламента. Она напомнила, что в высших эшелонах исполнительной власти РФ только три женщины, в парламенте – 16%. Также она отмечала, что по официальным данным 80% низкооплачиваемых рабочих мест занимают женщины. Они же – основные сотрудники учреждений по уходу за детьми и пожилыми людьми.

Но что Европа? Еще в прошлом веке было принято решение о подписании с профсоюзами гендерной хартии, согласно которой устанавливается как равная заработная плата за равный труд – касающаяся в основном женщин, так и равная плата по уходу за детьми и пожилыми – это уже реверанс в сторону мужчин.

Однако борьба за гендерное равенство проходила постепенно. Криста Рандцио-Плат еще 10 лет назад сомневалась в необходимости установления квот на количество женщин в партийных списках. Но затем, в Германии эти квоты - 25% от числа парламентариев - были установлены. Затем эта идея была перенесена на весь бундестаг. Ну а сейчас уже идет дискуссия о том, чтобы установить эту норму в размере 40%.

Тут дискуссию продолжила Наталия Евдокимова, которая уточнила, что «когда в нашем парламенте была одна женщина, а теперь их больше – что изменилось? И что изменится, если их будет 25%». В этом смысле она напомнила, что в депутаты идут все же люди с активной жизненной позицией, которую женщины демонстрируют нечасто.

Кстати, я тоже предпринял попытку провести своеобразный социологический опрос, среди участников конференции, а это были в основном представительницы прекрасного пола. Так вот только три из, примерно, 40 присутствующих, подняли руки, отвечая
на мой вопрос «А кто состоит в какой бы то ни было партии?»… Может это тоже ответ?

Но вернемся все-таки в Европу. Криста Рандцио-Плат рассказала о веяниях последнего времени. В Евросоюзе – особенно в северных странах, таких как Финляндия, Швеция, да и в самой Германии появился новый способ борьбы за равенство полов – «гендерный мейнстрим». Но если само понятие трудно поддается пониманию, то что под этим подразумевается – в российско-советскую голову вообще не укладывается. Представьте! Если на месте зеленых насаждений, что до боли нам знакомо, планируется построить, например, дорогу; то это ущемление прав женщин. Почему? Потому что дамы реже пользуются автомобилями, чем мужчины, зато больше гуляют с детьми и собачками в зеленых зонах.

А вот другой пример. Если государство повышает налог на добавленную стоимость, то это удар по женщинам. Почему? Они чаще ходят по магазинам! А вот НДФЛ, в случае своего повышения, ударяет по мужчинам, так как они зарабатывают больше.

И вот такие вопросы и есть слагаемые «гендерного мейнстрима». Далее общественные организации анализируют нововведения и пытаются на таком уровне влиять на политические и экономические решения своих правительств.

И еще один пункт отметила профессор из Германии – это состоявшийся в Европе институт Уполномоченного по правам человека. И, несмотря на то, что система финансируется за счет региональных бюджетов, омбудсмены являются, а в некоторых странах обязаны по законодательству, быть независимым институтом. Также во многих странах у омбудсменов есть возможность инициировать судебные разбирательства в значительно большей степени, чем, к примеру, в Петербурге.

Берегитесь мужчин?

"Мужской" семинар прошел при участии финских НКО-специалистов. Любопытно, что если из 40 человек посетивших «женскую» встречу, я насчитал 5 представителей мужского пола, то об отцах пришло пообщаться около ста человек, из которых лишь 8 были мужчины. Вот где гендерное неравенство! Но вернемся в зал.

Во главу угла участники заявили идею о том, что в настоящее время институциональные основы традиционной семьи подвергаются кардинальным, в частности, меняется статус отца в семье. В сложной ситуации мирового экономического кризиса она сводится только лишь к роли добытчика. Отец перестает быть для детей, а особенно для мальчиков, примером мужественности, символом защиты и силы. Исторически так сложилось, что
отец в любой культуре является кормильцем и защитником, а также духовным наставником, учителем, воспитателем, так как в своих действиях руководствуется не эмоциями, а врожденной логикой и чувством рассудительности. В современном обществе сложилось представление о том, что заниматься воспитанием детей не «мужское» занятие.

Вообще, все, что касается семьи, не соотносится с ролью мужчины в обществе, утверждают специалисты. Данное представление привело к резкому увеличению числа разводов, к огромному количеству монородительских семей, к социальному сиротству детей. Ребенок, который в детстве так и не осознал наличие мужского и женского мира, плохо приспособлен к взаимодействию с внешней средой.

Основные причины и следствия представил преподаватель факультета психологии СПбГУ, врач-психотерапевт кризисно-профилактического отделения ЦВЛ «Детская психиатрия» Илья Бердышев. Кто такой современный мужчина? Зачастую это те, кто «вечно говорит неправду, постоянно меняет работу, прожигает заработную плату за один день, не может найти дома нужную вещь… и вообще, капризный алкоголик», - отмечает специалист. Ну и, если у каждого из нас, мужчин найдется хотя бы одно из подобных качеств – это признаки инфантилизма. И таких, по мнению Ильи Бердышева, становится все больше и больше.

Причина возникновения инфантилизма сложна, продолжает перечисление специалист: «незрелость в эмоциональной сфере, хроническая неуверенность в себе, боязнь перемен, недостаточная или наоборот, избыточная любовь родителей в юношеском возрасте».

Все это накладывается на четкий архетип мужчины как добытчика. Он постоянно (если уж совсем не впал в состояние Базарова) должен быть на работе, зарабатывая на жизнь семьи. Ну и соответственно, минимальное внимание к детям, которое накладывается на общее неумение воспитывать детей. Вся эта ситуация, повторяемая из поколения в поколение, лишь усугубляет процесс, отмечает Илья Бердышев. 

Женская часть населения, наоборот, примеряет на себя «мужские одежды». Ведь естественно, когда девочка видит неудачный опыт своих родителей, когда мужчины нет вообще, либо он пропадает на работе и вся нагрузка ложится на плечи хрупких матерей – как здесь самой не возмужать!  Впрочем, есть, увы, и иной путь – «женский алкоголизм и  депрессия, которая может привести  к серьезным заболеваниям, в частности, к онкологическим» - подчеркивает специалист.

Психотерапевт видит, в результате, явные признаки гендерной революции, когда происходит «маскулинизация женщин и феминизация мужчин». Что делать? «Мы не должны показывать пальцем на таких мужчин, но мы должны стимулировать их взросление» - заключает Илья Бердышев. А вот на вопрос «Как?», уже ответили финские коллеги: через некоммерческие организации.

Руководитель одной из них уже несколько лет занимается с неуравновешенными мужчинами, склонными к насилию в семье. Психотерапевт Антти Пэлму возглавляет организацию «Jussi – рабочий, хельсинская ассоциация убежища». Занятия посещают отцы и мужья, которые либо уже применяли насилие по отношению к близким, либо ощущают в себе такую склонность. Организацию посещают порой до двухсот человек. 90% из них – финны. Попадают туда через заполнение анкет в интернете, по собственной инициативе, или по инициативе жен, а также благодаря сарафанному радио. Идея – «помочь разобраться в своих эмоциях, чувствах, мыслях, понять, что важно, что значимо», - рассказывает Антти Пэлму.

Способы действий различны, в зависимости от каждого конкретного случая, поясняет психотерапевт:
- «замедленный фильм» - на большом листе ватмана рисуются этапы возникновения агрессии, и в процессе рисования находится та точка, когда пройден рубикон не возврата;
- «родовое дерево» - выяснение причин агрессии, посредством выяснения детских впечатлений;
- понимание реакций организма, чувств, когда человек начинает злиться;
- рефлективная деятельность организма – то, что является толчком, последней каплей для возникновения агрессии;
- «дополнительное время» - тот момент, когда мужчине стоит, скажем так, задержать дыхание, в случае предвидения конфликта.
Эти методы успешно используют в финском центре. Антти Пэлму утверждает, что повторно приходят в его организацию единицы.

Но что очень важно – понимание государственного значения подобных НКО. Все эти консультации ведутся бесплатно для посетителей. Поддерживает данный центр государство за счет выделяемых грантов. И, как признается Антти Пэлму, таких организаций в Финляндии десятки, а еще сотни других, которые наравне с психотерапевтическим центром воспитывают мужчин «быть мужчинами, менеджерами семьи». Ведь это не только один из способов взросления мужчин, но и защита женщин, в частности от насилия или, скажем от «загулов». Наконец, это защита семьи и защита детей, а значит, нашего будущего.

Завистливо глядя на международный, в первую очередь, европейский опыт, хочется признать, что как наши НКО, так и отношение к ним со стороны органов власти находятся, в большинстве своем, еще в самом начале эволюционного становления. Так, подобие выше названного финского центра пытались создать и у нас. Но отсутствие финансирования, помещения, ну и, конечно отсутствие традиции мужчин решать свои проблемы не за кружкой пива, но с психотерапевтом и коллективно, привели к его закрытию. Правда, общественная организация «Врачи детям» вместе с центром соцзащиты Калининского района пытается сделать нечто подобное снова, но, как утверждают петербургские специалисты, самая трудная задача – «затащить в центр мужчин». Нет у наших мужчин привычки посещать психотерапевтов. Но,безусловно, радует, что в городе появилась НКО, которая поставила себе задачу – подготовить молодого отца – «Папа-школа.ру www.papaschool.ru, девизом которой стали слова «Безопасность ребенка – мужская забота».

Ну а что касается «гендерного мейнстрима», то признаюсь, я и сам об этом слышу впервые. Ну что ж, остается одно – воспользоваться призывом, который стал названием нашего сайта!

comments powered by Disqus