«Пилорама» как модель альтернативной политики
Русский перевод статьи, опубликованной на thinkir.co.uk. Автор: Catherine A.M. Owen, PhD Candidate, Department of Politics
http://eprofile.exeter.ac.uk/catherineowen
http://blogs.exeter.ac.uk/radicalideas/
Сначала необходимое вступление для английского читателя. Редакция сохранила его в этой публикации на русском языке.
Последние двенадцать месяцев в России были очень бурными. К парламентским выборам в декабре 2011 стало очевидно, что премьер-министр, он же бывший президент Путин и действующий президент Дмитрий Медведев «договорились уже давным-давно», что Путин вернется на пост президента после своего преемника.
После парламентских выборов, проведенных с многочисленными нарушениями, в стране резко выросло протестное движение впервые после падения Советского Союза. Протесты имели место в 80 городах. На улицы Москвы вышло около 100.000 протестующих, которые требовали отставки президента и честных выборов.
В ответ на такой неожиданный всплеск гражданского активизма, правительство за лето увеличило штрафы в сотни раз за организацию демонстраций и участие в них, обязало все НКО и медиа издания, получаемые финансирование из заграницы, признать себя «иностранными агентами» и указывать это в сети и на всей своей печатной продукции, и ,наконец , ввело наказания за клевету.
В это время три участницы панк-группы «Pussy Riot» содержатся под стражей и без суда уже пять месяцев за то, что спели антипутинскую песню в Храме Христа Спасителя в Москве.
Все это дает возможность предположить, что этот неожиданный активизм уже значительно остыл, если не погас совсем.
Однако такое предположение не совсем верно. На прошлых выходных под Пермью, на самой границе европейской части России, прошел либеральный правозащитный форум «Пилорама», который собрал более трех тысяч гражданских активистов, художников и юристов. Программа фестиваля состояла из политических дискуссий, художественных выставок, театральных представлений, показов фильмов, поэтических чтений и выступлений рок и фолк групп. Здесь, посреди леса, сидя у костра, танцуя под звездами, участники фестиваля свободно обсуждали самые актуальные вопросы, с которыми Россия столкнулась сегодня, заводили новых друзей и радостно встречали старых, начинали новые совместные проекты.
«Пилорама» проводится на территории одного из самых печально известных трудовых лагерей «Пермь-36», построенном в 1946 году при Сталине, где содержались противники коммунистического правительства до декабря 1987 года. Заключенные лагеря, в основном, известные диссиденты, работали на заготовках леса, который использовался для реконструкции советских городов, разрушенных во время войны. Пилорама – место, где обрабатывается древесина. Это единственный трудовой лагерь, сохраненный в постсоветской России; все остальные лагеря были быстро демонтированы после развала Советского Союза. В мемориальном музее истории политических репрессий «Пермь-36» сохранены все бараки, камеры заключения, наблюдательные вышки, как напоминание о мощной лагерной системе в советской России.
С 2005 музей «Пермь-36» принимает на своей территории трехдневный «гражданский форум». Организаторы фестиваля, представители сети организаций «Мемориал» по всей России, считают, что очень важно не забывать ужасы прошлого, чтобы обрести светлое будущее.
Тема фестиваля в этом году - «Жить вместе». Судя по дискуссиям и художественным работам, она была призвана отразить возможности гражданского общества в условиях репрессивного государства. Фестиваль финансировался фондом Генриха Бёлля и городской администрацией Перми. Приглашенные участники размещались в гостиницах в близлежащем городе Чусовой. Можно было расположиться в палаточном лагере рядом с местом проведения фестиваля. На форуме работали несколько десятков молодых волонтеров из Перми и разных деревень. Местный «Мемориал» организовал двухнедельную образовательную программу для подростков.
Среди известных участников в этом году было несколько бывших диссидентов: Сергей Ковалев, побывавший в пермских лагерях во время советского режима; Глеб Павловский, находившийся в ссылке в восьмидесятых. Сюда также приехали Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека; Валентин Гефтер, директор автономной некоммерческой организации «Институт Прав Человека», сын известного диссидента-историка Михаила Гефтера; Владимир Лукин, российский омбудсмен и один из основателей российской либеральной партии «Яблоко»; Лилия Шибанова, исполнительный директор российской независимой организации «Голос», занимающейся наблюдением за выборами и защитой прав избирателей; Николай Петров из Московского Центра Карнеги и известный политолог и комментатор Дмитрий Орешкин.
Аудиторию фестиваля составили сотрудники правозащитных организаций «Мемориал» со всей России, семьи местных жителей, привлеченных фестивалем, молодежь, политизировавшаяся в ходе зимних протестов и просто желающие отдохнуть у костра. Обсуждения с участием экспертов были организованы в соответствии с разными темами: увеличение числа наблюдателей среди гражданского населения во время президентских выборов в марте, роль гражданского общества в процессе усиления позиций авторитарного государства, влияние религии на роль женщины в общественной жизни, искусство как форма протеста.
Помимо дискуссий, была организована программа показа фильмов, театральных постановок и концертов, которую автор данной статьи, к сожалению, не смогла посетить, так как пристально следила за всеми политическими дискуссиями и обсуждениями на форуме. Однако один спектакль все-таки удалось увидеть. Это была постановка правозащитника Александра Черкасова - рассказ о событиях штурма телевизионного центра Останкино в 1993 году.
Во время работы Форума на территории мемориального комплекса Музея «Пермь-36» были представлены разные художественные и фото экспозиции. На заборах лагеря Amnesti International экспонировали подборку плакатов, выпущенных за 50 лет своей истории. Виктория Ломаско и Алексей Иорш представили серии карикатур, отражающих политику на улицах столицы с момента начала протестов в декабре. Вечерняя сцена была занята ленинградскими рок-ветеранами «НОМ» (Неформальное Объединение Молодежи) и группой «Телевизор».
Разумеется, пространство, допускающее разные политические взгляды вынуждено было столкнуться с сопротивлением. Дискуссии часто прерывались большой и громкой группой активистов, называющих себя «анти-пилорама», обвинявших правозащитников в развале Советского Союза. Они разбили свой лагерь напротив главной сцены, обозначив его красными флагами и огромным баннером с надписью «СССР 2.0», раздавали глянцевые листовки, в которых демократическое движение «белые ленточки» было названо американской пропагандой, часто старались саботировать обсуждения: прерывали презентации выступающих, не давали говорить и задавали вопросы не по существу. К сожалению, иногда им удавалось увести дискуссию в сторону, но большинство участников дискуссий считали это издержкой уважения свободы выражения каждого участника. Как мне сказала Мария Черемных, один из организаторов форума, демократия – это пространство, в котором могут существовать разные мнения.
Причина, по которой сталинистам не удалось сорвать форум, заключалась в том, что самые важные дискуссии на «Пилораме» происходили не во время модерируемых дебатов.
Наиболее продуктивные дискуссии имели место вечером, после концерта, или возле костра за ужином с водкой. Активисты из разных городов, которые не видели друг друга несколько лет, могли встретиться на выставках; коллеги из Санкт-Петербурга и Самары, Москвы и Екатеринбурга обменивались историями об удачных и не очень социальных проектах в своих городах; молодые и опытные активисты учились друг у друга. Большинство приглашенных экспертов старались общаться с разными людьми, приехавшими на форум; задавали вопросы, выслушивали критику, стараясь преодолеть иерархию между экспертами и обычными гражданами.
Насколько важна «Пилорама»? Имеет ли «Пилорама» влияние на политику в России? Возможно, для большинства населения России это не более, чем небольшая группа маргиналов, обсуждающая маргинальную политическую идеологию, которая не оказывает значительного влияния на жизнь в России. Но, так как требования растущего среднего класса в России становится все сложнее игнорировать, форум является необходимым местом встречи для таких людей. Особенно это становится актуальным, когда обычная общественная ситуация не может принимать критику status quo. В этом контексте «Пилорама» является важным пространством свободной дискуссии, где нет цензуры и контроля.
В этом году Пилорама предоставила возможность участникам подвести итоги непредвиденных событий прошлого года и поставить вопрос о том, как гражданскому обществу следует ответить на эти события. Возможно, результаты этого фестиваля станут более очевидными по мере того, как будет расти сопротивление путинскому режиму.
Другие статьи Кэтрин Оуэн на Когита!ру:
ЛГБТ сообщество протестует, несмотря на запрет
Анархисты Киргизстана: Горизонтальные связи и взаимопомощь в борьбе против бедности
Мемориал Ата-Бейит: Кыргызстан закрывает возможность диалога с советским прошлым
Великая Грамшисткая Декабрьская Эволюция: от войны позиционной к войне маневренной?