01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Один день фестиваля фильмов Frontline в "Зеленой лампе"

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / Один день фестиваля фильмов Frontline в "Зеленой лампе"

Один день фестиваля фильмов Frontline в "Зеленой лампе"

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 15.02.2010 — Последние изменение: 15.02.2010 Когита!ру
С 8 по 12 февраля 2010 в пресс-клубе «Зеленая лампа» в Европейском университете в Санкт-Петербурге прошел фестиваль фильмов проекта Frontline в России. После просмотра журналисты и эксперты обсуждали фильмы. Вели дискуссии координаторы проекта Frontline в России Юрий Бурцев, Ольга Кравцова и журналист Мария Слоним. Отчет Евгении Литвиновой о просмотре фильма "Свободный разум" Рекса Блумштейна.


В рамках фестиваля были показаны "Катынь" Анджея Вайды (8 февраля), «Shooting Robert King» и «Анна Политковская: семь лет на линии фронта» (9 февраля), «Адреналин» (Грузия, 2009) и «Наши» (Дания, Filmbank) (10 февраля) и других.

11 февраля в рамках фестиваля фильмов проекта Frontline в России в "Зеленой лампе" был показан фильм «Свободный разум»  режиссера Рекса Блумштейна.

Тема, поднятая автором, безусловно, важна, особенно для тех, кто работает со словом. О свободе самовыражения автор говорит со своими героями. В фильме собраны восемь историй, снятых в разных уголках мира: в Мали, Бирме, Китае, Алжире, Испании, Гватемале, Швеции и Великобритании. Герои очень разные. Слишком разные, чтобы объединять их в борьбе против цензуры за свободу слова. Наверняка, их собственные представления о том, что же такое свобода слова, резко отличаются.

В фильме есть писатель, преследуемый  за коммунистические убеждения в Сирии. После 14-летнего тюремного заключения, в течение которого его много раз пытали,  он эмигрировал в Швецию. Другая героиня фильма - девушка из Китая – автор популярного блога (до миллиона посещений в день), где она во всех подробностях рассказывает о своей красочной личной жизни (не менее 75 партнеров в месяц). Ее проблема в том, что книгу по материалам интернет-дневника ей издать не удалось.  Здесь же мы знакомимся с баскской рок-группой, в текстах которой звучат призывы к убийству. В интервью после выступления юноши поясняют, что их просто неправильно поняли: они призывали убить не полицейского, а осведомителя. Последний сюжет фильма особенно любопытен. Его герой - Девид Ирвинг. Писатель, известный, прежде всего, тем, что провел более года в австрийской тюрьме  за отрицание Холокоста.

Была объявлена тема дискуссии после просмотра фильма - «Правила Единого мира». Вели дискуссию – координатор проекта FRONTLINE в России Юрий Бурцев и Маша Слоним, журналист, продюсер.

Фильм прокомментировал приглашенный эксперт Борис Титов, психолог, заведующий кафедрой семьи и детства Университета культуры.

Борис Титов: "Фильм побуждает к дискуссии. Он чрезвычайно интересен для россиян. Понятие «свобода» - это нечто, отзывающееся болью в нашем сознании. Но свобода свободе рознь. Есть самые разные понятия, которые люди объединяют словом «свобода».  Есть потребность в свободном стремлении  к истине. При этом понимание свободы зависит от культуры общества в целом и от субкультуры той группы, к которой принадлежит данный человек.  Профессия, семья, личностный психотип – все накладывает свой отпечаток. Есть свобода самовыражения и самоутверждения.

Дама из Китая позиционирует себя как свободную личность. Ей хочется «самовыразиться». Есть множество женщин, торгующих своим телом. Они занимаются этим тихо, а героине фильма хочется, чтобы на нее обратили внимание. Ей хочется, чтобы о ней говорили под  определенным углом зрения: она хочет выглядеть борцом за свободу, против ханжества, она борец за оригинальность и творчество при продаже собственного тела. Есть у нее и потребность отомстить мужчинам за то, что ее покупают. Больше ничего в ней нет. На мой взгляд, она примитивное, вульгарное  существо с потугами на психологизм.

А что мы видим в баскской рок-группе? С одной стороны, ситуация с басками – это реальная проблема. Есть в Испании и другие провинции, которые борются за отделение. Я сам поддержал бы отделение басков. Но звучит слово «убить». Автор фильма задает героям прямой вопрос: «Кого убить?» Музыканты мнутся и начинают выкручиваться.  Из текста песни получается, что они призывают убить и одного, и другого, и третьего. Потом они говорят: «Мы предложили убить только осведомителя». Вот предположим, я выглянул в окно и увидел, что кто-то кого-то мучает. Я заложил? Я предал? Или я призвал к порядку и спас чью-то жизнь? Вот этот осведомитель, о котором говорят музыканты, возможно, он известил полицию о заложенной бомбе. О том, что завтра произойдет взрыв и сколько-то людей может погибнуть. А есть осведомитель, который доносит о том, что кто-то думает иначе. Это грязно и мерзко. Но призыв к убийству недопустим в любом случае. Надо иметь в виду, что аудитория рок-группы – это подростки. Призывать кого-то убить – это провоцировать подростка искать того, кого же надо убить: «У Вас какой-то взгляд нехороший. Наверное, это Вы закладываете. А у вас, тем более, не тот взгляд. Не, убью вон того. Или того». Подростки, идущие с рок-концерта, готовы все крушить на своем пути. А если их подстегнуть к поиску врага, тем более. Это подстрекательство ничем не отличается от фашизма или сталинизма. Музыканты позиционируют себя инакомыслящими, но тех, кто оказался инакомыслящим по отношению к ним, надо убить.
Совсем другое представление о том, что такое свобода у писателя  из Сирии. Он носитель определенной идеологии. Он был арестован, его пытали  только за то, что он иначе думает. Этот сюжет нам очень близок. Знаете ли Вы людей, которые думали иначе и поплатились своей карьерой, а иногда и свободой? Я таких людей знаю сегодня в нашей стране. Это страшно.  Чего от него хотели власти, мне непонятно. Наверное, они хотели, чтобы писатель отказался от своих убеждений.  Такой же страшный сюжет из Гватемалы. В этих сюжетах показаны люди, переживающие за свою страну, радеющие за свободу.

По поводу последнего сюжета о Девиде  Ирвинге. Это просто катастрофа. Мне не хочется даже говорить об этом, потому что у меня даже нет определения этому явлению. Мы видим лицемерие и затушевывание своей человеконенавистнической позиции. Это говорит англичанин, образованный человек! Если бы он жил где-нибудь в Папуа - Новая Гвинея и не знал бы, где находится Европа, он мог бы сказать: «Как это людей уничтожали по этническому принципу? Не может этого быть! Зачем? Пусть люди живут, работают, поют!» Но цивилизованный человек, отрицающий Холокост, - это монстр. Я думаю, что в юности ему отказала девушка-еврейка. Может быть,  в классе были евреи, которые учились лучше, чем он.  Это фобия. Это отвратительно. Я не хочу об этом говорить.
Главный вопрос, который встает при обсуждении темы свободы: можешь ли ты отличить зерна от плевел. О чем этот фильм, трудно сформулировать. Каждый вычитывает в нем свое. У каждого из нас есть возможность подумать над поставленными проблемами, перенести эти сюжеты на нашу почву, примерить к себе. Задать себе сакраментальный вопрос: «А я здесь где? Что я делаю?» Либо я готов согласиться с автором, либо возразить. Этот фильм заставляет волноваться, переживать и, в конечном итоге, действовать".

В аннотации к фильму организаторы фестиваля цитируют  статью 19 Всеобщей декларации прав человека: 

«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Мы уже знаем, что «свобода лучше, чем несвобода». С этим трудно спорить. Конечно, международные декларации, соглашения и договоры, защищающие наше право на свободу слова, очень важны. Однако, посмотрев фильм «Свободный разум», зритель вряд ли поймет, почему разнятся на законодательном уровне представления о границах свободы в США и в странах Европы, что побудило многие демократические государства ввести ограничения на самовыражение. В фильме нет закадрового комментария. Но, похоже, что автор – сторонник отмены любых ограничений. Неясно, видит ли Рекс Блумштейн разницу между гомогенным и мультикультурным обществом. Но, видимо, он считает, что правила универсальны, а если реальная жизнь в них не вписывается, - тем хуже для жизни.

Frontline в России – совместный проект Frontline Club и Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России.

Frontline в России - дискуссионный клуб - место обсуждения актуальных вопросов нашей жизни и роли журналистики в развитии общества (http://www.frontlineclub.ru).

Дискуссионный центр Frontline Club начал свое существование в 2003 году в Лондоне (председатель - тележурналист-фрилансер Воан Смит). Первоначально Frontline Club представлял собой сообщество журналистов-фрилансеров, работавших в основном в зонах военных конфликтов. Сейчас членами клуба являются более двух тысяч представителей информационной журналистики. Frontline Club в Лондоне проводит дискуссии о журналистике, организует показы документальных и художественных фильмов, презентации книг и фотовыставки.

 

comments powered by Disqus