Квир-дискуссия о гражданской позиции художника
Мы то и дело слышим в новостях, как западные знаменитости – музыканты, артисты - подают голос в защиту Тибета, собирают средства на лечение людей от рака, помогают бездомным и голодающим в Африке, усыновляют детей, выступают против убийства животных ради меха и пр. В России социальная активность среди людей искусства все еще выглядит как нечто необычное.
Почему художники – в широком смысле этого слова – избегают публично выражать свою гражданскую позицию, в том числе – в своих произведениях? Об этом дискутировали участники семинара «Художник на стороне слабого», который прошел в четверг в рамках фестиваля квир-культуры в Санкт-Петербурге.
«Тема очень актуальная в наши дни, когда происходит глобальный рост социальной незащищенности. Искусства, которое защищает слабых, очень мало, это действительно элитарная позиция», - сказала на семинаре социолог Светлана Ерошенко.
Квир-фест объединил сотни музыкантов, художников, фотографов, артистов, поэтов, танцоров и мастеров боди-арта. Цель фестиваля — объединить самых разных людей вокруг творчества, общих ценностей и положительных эмоций.
«Нам с Цаплей всегда была неприятна любая форма исключения слабых – тех, кого общество не считает такими же субъектами, - рассказывает на семинаре петербургская художница Наталья Першина-Якиманская, выступающая под псевдонимом «Глюкля» вместе с Ольгой Егоровой (Цаплей). - Нам казалось, что это выражение патриархального эгоцентризма. В какой-то момент мы решили, что надо совершить поступок», - В 2002 году была создана арт-группа «Что делать» (http://www.chtodelat.org) - проект, объединяющий художников и социологов и создающий пространство взаимодействия между теорией, искусством и активизмом».
«Художник должен быть на стороне именно этих (социально уязвимых) людей, а не обслуживать богатый класс, думая только о том, как продать свои произведения», - считает Наталья Першина-Якиманская.
«Многие художники высказывают нам свою поддержку в частных разговорах, однако отказываются повторить свои слова на публике, мотивируя отказ нежеланием позиционировать себя как художники-геи или художники-лесбиянки», - делится опытом Игорь Петров, председатель межрегионального движения «ЛГБТ-сеть».
По мнению Алексея Рахова, художественного руководителя группы «Снега», одна из причин отсутствия социального искусства в России – коммерциализация культуры. Социально активные художники сами оказались уязвимым меньшинством, испытывающим на себе давление шоу-бизнеса.«Весь музыкальный материал, который выходит в широкие массы, контролируется на 99,9%. Это не государственные контроль – это контроль финансовых структур, которые получают сверхдоходы от шоу-бизнеса. В данном случае мы все являемся жертвами финансового террора», - сказал Алексей Рахов.
Выходом из подобной ситуации, по утверждению Рахова, может стать система сдержек и противовесов, по отношению к бизнесу, который связан с культурой, создание информационных каналов, предоставляющих доступ к «другому» - в том числе, социальному – искусству, расширение музыкального образования в школах.
Другой аспект проблемы – неготовность самого общества активно реагировать на проблемы меньшинства.«В нашем обществе нарастает отчужденность, остается все меньше места для солидарности, - говорит Светлана Ярошенко. – Кроме того, художникам приходится сталкиваться с критикой со стороны своих коллег, которые не разделяют их творческую позицию».
«Как историк я могу понять, почему именно российские художники настороженно относятся к призывам быть социально активными. Они «наелись» этим в советское время, когда каждый художник воспринимался только как идеологический кузнец», - говорит Петров.
10 октября в Петербурге стартует еще один фестиваль социального искусства - «АРТ-СОБЕС 2009». Предстоящий фестиваль призван привлечь современное общество к проблеме равноправия полов, показать перспективы развития и преодоление устаревших представлений о женственности и мужественности.