Наши планы и вулканы
В информационном агентстве «Росбалт» состоялся круглый стол на тему: «Как изменят наши планы эти адские вулканы». Круглый стол был посвящен влиянию вулканов на жизнь нашей планеты и каждого ее жителя в отдельности.
Исландский вулкан Эйяфьятлайокудль, бездействовавший на протяжении 200 лет, «проснулся» 20 марта 2010 года, а его извержение в ночь на 14 апреля парализовало европейское авиасообщение и напугало население.
Сейчас авиасообщение в Европе по-прежнему находится под угрозой остановки, а последствия извержения для людей, климата и экономики только предстоит оценить.
Сложившаяся ситуация может быть «лишь прелюдией к грядущему хаосу» — в ближайшие месяцы ожидается пробуждение значительно более крупного исландского вулкана — Катла.
В ходе встречи с экспертами мы обсудили возможные последствия извержения и сценарии дальнейшего развития событий.
Чем грозит россиянам вулканический пепел? Приведет ли извержение к метеорологическим аномалиям? Каких еще сюрпризов нам следует ждать в дальнейшем от сил природы, чего опасаться и к чему готовиться?
В круглом столе приняли участие: Геннадий Менжулин, заместитель директора по науке центра междисциплинарных исследований по проблемам окружающей среды РАН (ИНЭНКО РАН); Борис Марковский, к.г.м.н., ведущий научный сотрудник Всероссийский научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского (ВСЕГЕИ); Кирилл Чистяков, вице-президент РГО, глава кафедры физической географии и ландшафтного планирования СПбГУ, профессор; Юрий Шевчук, председатель Северо-Западного отделения «Зелёного Креста»; Александр Мелихов, писатель.
Юрий Шевчук (СЗО "Зеленого креста"):
"В последнее время количество стихийных бедствий растет. За последние 20 лет количество стихийных бедствий увеличилось в 4 раза. Ежегодно регистрируется около пятисот стихийных бедствий. Это и наводнения, и землетрясения, и извержения вулканов. В России в 90-е годы регистрировалось 150-200 стихийных бедствий в год. Сейчас регистрируется 250-300 в год. Но не всегда нужно верить статистике. Иногда рост стихийных бедствий коррелируется со вступлением страны в ВТО. Где страховые компании – там и рост стихийных бедствий. Просто стихийные бедствия стали лучше учитываться. В природных катастрофах нет ничего нового, необычного. Современное человечество своим нынешним видом обязано извержению вулкана. Около 70 тысяч лет назад на территории современной Индонезии произошло извержение вулкана. Наступила «вулканическая зима» длиной в 5-6 лет. За это время вымерло большое количество живых существ на планете. Человечество, которое тогда состояло из нескольких ветвей, тоже вымерло в большой степени. Образовался единый вид, к которому мы и относимся. Не было бы извержения этого вулкана – не было бы единого вида человека. Стихийные бедствия случаются постоянно. Будут случаться и дальше. «Лето человечества», теплый период, который идет последние 10-12 тысяч лет, должен закончиться. Должно начаться новое оледенение, а не «глобальное потепление». Естественно, что та цивилизация, к которой мы принадлежим, закончится. Весь вопрос в том, когда это случится, и что нам нужно делать. Технологические цивилизации вообще, видимо, долго не живут, судя по тому, что в космосе мы не видим никаких признаков деятельности технологических цивилизаций. Конец технологической цивилизации случится даже не в результате деятельности человека, а потому что пройдет определенное время, и все закончится. Начнется что-то другое. Насколько быстро это случится? Последнее оледенение шло быстро: Европу сковало ледяным панцирем за 2-3 года. На том месте, где мы сейчас находимся, был слой льда высотой в 5 километров. Это было всего около 20 тысяч лет назад".
Кирилл Чистяков (РГО, СПбГУ):
"Я по своему складу позитивист. Я занимаюсь изучением гор, горных оледенений и нахожу множество примет того, как природа менялась в масштабах, значительно превышающих современные. Но это не привело к уничтожению жизни на земле. Человечество действительно прошло через игольное ушко, когда его численность на протяжении тысяч лет была около 4 тысяч особей. Тем не менее, оно выжило и приобрело современный вид. Мы изучаем и территорию России, и всю земную поверхность. Мы занимались и проблемами вулканизма. Я уверен, что извержение вулкана в Исландии – событие ординарное по своим масштабам, но оно напоминает, что не надо недооценивать природные риски. Их нужно изучать. Нужно просчитывать возможные сценарии на будущее. Достоверных методик прогноза извержений пока не существует".
Борис Марковский (ВСЕГЕИ):
"Если бы ветер дул в другую сторону, никто бы этого извержения вообще не заметил. Все дело в том, что эту тучу пепла несло на Европу. Это самое заурядное, небольшое извержение. В Исландии извержения происходят каждые 5-6 лет. Сейчас в Исландии около 40 действующих вулканов и около 200 вулканов, которые действовали в недавнем геологическом прошлом. Исландский тип извержений достаточно спокойный: выбросы пепла редки. Сейчас в мире около полутора тысяч действующих вулканов. Распределены они очень неравномерно. Большая часть сосредоточена в обрамлении Тихого океана. Часть вулканов находится в средиземноморском поясе. В Италии извержения происходят постоянно. Это не вызывает такого ажиотажа. На Камчатке порядка 70 действующих вулканов. Часть из них находится в состоянии постоянной активности. В последнее время извергаются вулканы, которые расположены прямо возле Петропавловска-Камчатского. Прямо под ними расположена взлетная полоса. Даже во время извержений рейсы задерживали только на какие-то часы, когда туча пепла шла прямо на взлетную полосу. Нельзя рассматривать явления вулканизма только с негативных позиций. Вулканизм – это область повышенной термальной активности, это область с плодородной почвой. Это целебные горячие источники. Разговоры о связи нынешнего извержения и так называемого «глобального потепления» беспочвенны. Я никакой связи не вижу. Вулканические извержения влияют на климат: повышается температура на 2-3 градуса в Тихом океане, например. Антропогенный фактор тут не причем. Никакой связи нет".
Геннадий Менжулин (ИНЭНКО РАН):
"Вулканы влияют на климат, а не климат на вулканы. Бывали и катастрофические извержения, которые влияли на цивилизацию. Наше сельское хозяйство так работает, что если не будет урожая, продовольствия хватит на 15-20 дней. Если планета охладится достаточно сильно, растения не смогут фотосинтезировать. Очень быстро можно достичь ситуации, когда растения не дадут урожая. Слово «глобальное потепление» - это жаргонное слово. Не может быть потепления от того, что меняется газовый состав. Атмосфера перестраивается. Вулканы, которые извергались, влияли на различные слои атмосферы: нижняя стратосфера нагревается, а верхняя охлаждается. Это продолжается при каждом извержении в течение 3-5 лет".
Итоги круглого стола подвел Александр Мелихов:
"Европа избаловалась до такой степени, что для нее три ночи переночевать на раскладушке (о чем в советское время мы мечтали в любой провинциальной гостинице), - это вселенская катастрофа, которая превосходит Всемирный Потоп. Избалованный ребенок оцарапал пальчик, бежит к маме и кричит на весь свет. Никакой мистики я здесь не вижу. Была мировая война, убивали миллионы людей. Вулканы безмолвствовали. А здесь вдруг – кара небесная! Какая-то социальная группа объявляет себя главной, и все, что с ней происходит, - есть история человечества. Вот поэтому любая царапина у избалованного ребенка, который имеет возможность кричать на весь свет, - это вселенская катастрофа. А то, что происходит в Камбодже или где-нибудь в Африке (вымирание миллионов), - это ничего не значит. Это еще раз показало, у кого в руках СМИ, кто считает себя центром истории, кто считает себя главной страдающей стороной".