01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Насилие в семье: статистика и проблематика

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / Насилие в семье: статистика и проблематика

Насилие в семье: статистика и проблематика

Автор: Андрей Рысев (При участии Галины Артеменко) — Дата создания: 04.04.2010 — Последние изменение: 05.04.2010 Когита!ру
Недавно в Петербурге состоялась международная конференция «Семья. Ребенок. Общество: Проблемы и пути решения». В ходе конференции выяснилось, что в нашей стране насилия над детьми и женщинами предостаточно, однако никакой статистики у нас не ведется. Чиновники уповают на создание государственных служб поддержки и реабилитации женщин и детей, подвергнувшихся насилию. Международная практика показывает, что во всем мире этим занимаются НГО. Рассказывает наш корреспондент Андрей Рысев.

Организаторами конференции стали общественная организация «Врачи детям», международная организация «Право на здоровье» ( в прошлом «Врачи мира - США») при поддержке комитета по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга.

Сначала сосчитаемся или Статистика как проблема

Достоверной статистики о пострадавших от насилия детях и женщинах в России в целом и Санкт-Петербурге, в частности, не существует. Нет единого и доступного, понятного всем ведомствам и четко прописанного механизма выявления таких детей.

Возможно, проблема во многом бы прояснилась, если бы в России была открыта единая многоканальная горячая линия по примеру ряда стран, тогда все звонки на нее можно было бы аккумулировать. А по результатам реагирования на звонки увидеть более четкую картину. У нас в стране не развита система учета и перенаправления случаев жестокого обращения в семье, жестокого обращения с ребенком, пренебрежения его нуждами.

Есть лишь сведения, которые приводит на основании открытых данных МВД и данных партнеров из США общественная организация «Врачи детям»:

В 2008 году  России 1126,5 тыс несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств, что составляет 4,8 случаев на 1.000 детского населения страны.

В Санкт-Петербурге соответственно - 3.019 преступлений против несовершеннолетних, или 4,6 на 1.000 детского населения.

Для сравнения, в 2007 году в США было зарегистрировано 3,2 млн сообщений о предполагаемых случаях жестокого обращения, которые касались примерно 5,2 млн детей. Из этих сообщений 61,7% подлежали последующему расследованию, из которых 25, 2% были подтверждены фактами. Таким образом, в США в 2007 году 794 тысячи детей стали жертвами насилия и пренебрежительного отношения, что составляет 10,6 случаев на 1.000 детского населения. При этом в США погибли 3.260 детей, что составляет 4,35 на 100.000 детского населения.

В России в 2008 году этот показатель составил 1,914 несовершеннолетних, погибших от преступных посягательств, или 7,35 на 100.000 детского населения, что в 1,7 больше, чем в США. Это означает, что большая часть случаев жестокого обращения и пренебрежения нуждами детей в России, не приводящих к гибели ребенка, остается без внимания соответствующих служб.

Эти данные позволяют предположить, что частота случаев насилия над детьми в России пропорционально выше, чем в США, и составляет 18,0 на 1.000 детского населения, или 470 тысяч детей, ежегодно страдающих от пренебрежения и жестокого обращения.

Сведения опубликованы в «Справочнике по выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и пренебрежения их нуждами», подготовленном общественной организацией “Врачи детям» и представленном на конференции в качестве методического материала к стартовавшему проекту. Справочник предназначен для специалистов учреждений соцзащиты населения, образования, здравоохранения, отделов опеки и попечительства, органов МВД - тех, кто должен работать мультикомандой в профилактике жестокого обращения, выявлению таких случаев и работе с ними.

В справочнике под одной обложкой собрана необходимая информация: как распознать признаки жестокого обращения с ребенком, включая грудных детей, которые еще не могут сами ничего сказать, каковы факторы, которые провоцируют и способствуют жестокому обращению, как в мультикомандном подходе оценить ситуацию в семье, как правильно, без травмирующих последствий, выстроить беседу с пострадавшим ребенком, чтобы получить картину ситуации. Как организовать межведомственное взаимодействие служб, реабилитацию ребенка и семьи.

То же самое утверждают и иностранные специалисты. В интервью корреспонденту Когита!ру исполнительный директор международной организации «Право на здоровье» Майла Розенталь (США) отметила: «Не стоит говорить о том, что, к примеру, в Нью-Йорке регистрируется значительно больше случаев насилия, чем, скажем, в Санкт-Петербурге. Просто у вас нет четких данных – по разному происходит систематизация. Но, тем не менее, проблемы у нас у всех – одни. В Вашей стране особенно сложно обстоят дела в трех направлениях: дети улиц; регистрация наркозависимых и больных СПИДом; а также семейное насилие». Тем не менее, г-жа Розенталь отмечает положительные сдвиги. Так, по ее словам «если еще пять лет назад 50% женщин, инфицированных вирусом иммунодефицита, отказывались от своих детей, то сейчас этот процент снизился до 20%».
При этом специалист отметила важность присутствия в данной сфере некоммерческих организаций. «Главное отличие Нью-Йорка от Санкт-Петербурга в том, что городское правительство за океаном просто закупает разнообразные услуги у НКО. Если в Петербурге НКО, оказывающих помощь пострадавшим от насилия сотни, то в Петербурге их 2-3. Поэтому система помощи является у нас более комплексной. Фактически о пострадавших раньше узнают и просто приводят за руку в такие организации. У нас НКО – это сторожевой пес, т.е. надзорный орган. Если что-то происходит, то именно некоммерческие организации рассказывают властям, что где-то появляется новая проблема».

Борьба с насильниками – дело чьих рук?

Пока же узнать о происшествиях власти могут лишь по телефонам горячей линии.

Начальник отдела соцзащиты Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга Елена Згурская рассказала, как в районе НКО «Врачи детям» и государственные службы выстроили систему оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от насилия. В районе находится крупный многопрофильный детский стационар - больница №5, - где развернуты пять специализированных коек для детей - жертв сексуального насилия, есть специальные травматологические и хирургические койки. Вопрос: куда детям отправляться после больницы? Формально, если родители не лишены прав, то медики не вправе не отпустить детей в семью, где, зачастую, и было совершено жестокое обращение.

НКО и соцслужбы разработали алгоритм помощи детям - две социальные гостиницы, отделение кризисного размещения. За год через стационар прошли 450 детей, а в целом помощь была оказана 595 детям, причем не только Фрунзенского района, также получили помощь 256 родственников детей.

Координатор проекта Зинаида Кузьмина отметила, что по ведению каждого случая планируются межведомственные консилиумы специалистов, но в таких консилиумах не предусмотрено участие родителей.

Ирина Зверева, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Санкт-Петербурга, в ходе конференции сообщила, что в 2009 году в городе было возбуждено 95 уголовных дел в отношении родителей, связанных именно с жестоким обращением с детьми. Но «случаев жестокости гораздо больше: родители не кормят детей, не выполняют предписаний медиков, если дети болеют. Систематически применяют физическое и психическое насилие к детям близкие родственники». Поэтому прокурор сообщила, что Прокуратура города готова принимать напрямую звонки от граждан и представителей различных служб по фактам насилия над детьми по телефону (812) - 351-56-91. “Мы проведем проверку и дадим правовую оценку случившемуся», - сказала прокурор.

Детский омбудсмен — в Финляндию, а насильник — в Бельгию

Чудовищные случаи насилия над детьми и женщинами, которые то и дело будоражат общественность и отправляют наших правозащитников за границу, увы, происходят в самой России значительно чаще.

Одна из участников конференции — Марина Иванова — директор негосударственного приюта для детей и подростков «Берег» в беседе с корреспондентом Агентства социальной информации высказала свое частное мнение: «Межведомственное  взаимодействие, конечно,  необходимо. Но его нет и долго не будет. Посмотрите на представительство государственных служб на конференции — по одному от района города. Такую разнарядку прислали из комитета. Нет ни одного представителя комитета по образованию, а ведь случаи насилия на ранней стадии могут выявить в детском саду, в школе, но система образования дистанцируется от проблемы, как может. Но на конференции не получилось массовой встречи всех субъектов профилактики жестокого обращения с женщинами и детьми, нет представителей комитета по здравоохранению города». Иванова привела недавний пример «взаимодействия», когда службы опеки нескольких районов так и не смогли договориться об ответственности за случай, в результате насильник не понес наказания:
 - К нам в приют поступила 14-лентяя беременная девочка, которую изнасиловал попечитель — субъект с двойным гражданством — России и Бельгии. Он хотел вывезти ребенка в Бельгию. Мы обратились за помощью к детскому омбудсмену Светлане Агапитовой. Дело закончилось тем, что в больнице к девочке пришел представитель Прокуратуры Выборгского района, и жертва поменяла показания. А комитет по соцзащите проверил органы опеки Муниципального образования «Владимирский округ» и указал им, чтобы они нас — приют «Берег» контролировали. И это взаимодействие? Никто из трех органов опеки — по месту регистрации, территориальный и по месту оформления попечительства — не хотел брать ответственность и заниматься этим случаем. Мы сами организовывали и операцию по прерыванию беременности, и реабилитацию девочки. Но у нас нет ни одного направления ни от одного органа опеки на помещение ребенка к нам, то есть по закону мы нелегально ею занимаемся. И приобрели себе еще врагов в лице комитета по соцполитике, который поручил опеке МО «Владимирский округ» нас контролировать. А насильник сидит преспокойно в Бельгии. Вот такое получилось «взаимодействие». Без указки сверху все боятся что-то предпринять. А что остается НКО? Разве что раздавать презервативы, чтобы предотвратить подобные беременности впредь, хотя и их нам запрещают раздавать, дабы не провоцировать детей к сексу…».

Марина Иванова считает, что в подобных ситуациях и родители, и попечители могут делать с детьми, что угодно и оставаться безнаказанными. Нет механизма истинной профилактики жестокого обращения.

Пока эта проблема так и продолжает оставаться в подвешенной ситуации, остается только одно — объединяться. Похоже, что этот процесс все же начался. На конференции «Детство без насилия и жестокости», которая прошла в марте в Смоленске, была создана коалиция НКО с одноименным названием. Она была организована, сообщает ИА REGNUM, межкомиссионной рабочей группой Общественной палаты РФ по проблемам детства.
В Координационный совет коалиции вошли:
Региональная общественная организация содействия защите прав детей «Право ребенка»; Правозащитное общественное движение «Сопротивление»;
НКО БФ «Волонтеры – в помощь детям-сиротам»;
НКО БФ «Артель»;
Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям»;
МООИ «Общество Даун Синдром»;
ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Озон», г. Москва;
НКО БФ «Защита детей от насилия».

На прошедшей конференции в Петербурге всем заинтересованным органам как со стороны городских чиновников, так и НКО и СМИ были розданы недавно вышедшие руководства «по организации деятельности социальной гостиницы — отделения временного пребывания для несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации», а также справочник «по выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения…». Эти, фактически, учебные пособия выпущены при поддержке «Право на здоровье», «Врачи - детям». Осталось только одно: чтобы власть прислушалась к НКО и поверила им.

comments powered by Disqus