Некоммерческий сектор в административной вертикали
Семинар-практикум был организован Общественной палатой Российской Федерации и Общественной палатой Ленинградской области. В нем приняли участие представители общественных палат России, некоммерческих организаций Ленинградской, Псковской, Новгородской, Калининградской, Вологодской, Мурманской, Омской, Пензенской областей, а также представители Швеции, Латвии, Эстонии и Финляндии.
Открывая форум, секретарь Общественной палаты Ленинградской области Юрий Трусов отметил, что регион перешел из «отстающих» в «хорошисты» по такому показателю, как оценка состояния гражданского общества. Во всяком случае, об этом говорится в ежегодном докладе Общественной палаты России.
Главный показатель - рост числа НКО. Так, отметил Юрий Трусов, в прошлом году в области была зарегистрирована 61 некоммерческая организация. При этом, еще около 400 общественных объединений работают в небольших поселениях и без регистрации. Они занимаются вопросами досуга молодежи, помощью одиноким пожилым людям и воспитанием детей и подростков.
Правда секретарь ОП ЛО отметил и другой факт: «Эффективность действий НКО оставляет желать лучшего, так как реально на территории области функционирует не более 60% от всех зарегистрированных организаций. Большинство из них находится в областном и районных центрах, а в городках и сельских поселениях общественный сектор представлен слабо». Кроме того общественники, и так разобщенные географически, существует слабая связь, что не способствует объединению усилий НКО в решении общих задач и возможности влияния «третьего сектора» на принятие программ и конкретных мер по развитию региона.
Работают или не работают Общественные палаты? Руководители региональных палат говорят что да. За год деятельности, к примеру, ОП Ленобласти удалось решить некоторые вопросы. Юрий Трусов, секретарь Общественной палаты Ленинградской области подчеркивает, что в регионе жители «достаточно осведомлены о том, что уже больше года в области работает Общественная палата». Он также рассказал, что «Жители области часто обращаются с письмами по тем или иным проблемам. Но Общественная палата это не бюро жалоб, мы не будем реагировать на жалобы на ту или иную протекающую крышу. Но если по характеру обращений и по их количеству мы поймем, что в каком-то месте много течет крыш или не греется батарей, то тут мы выступим, приедем, проведем проверку – потому что тут уже видна тенденция, явление, проблема».
Член Общественной палаты Калининградской области Александр Коркин рассказал о том, что палата в самом западном регионе страны действует уже более 10 лет. «Мы уже тогда поняли, что нужно менять технологию взаимодействия власти и гражданского общества». Правда затем технологии были действительно изменены по типу работы ОП Белгородской области, где высока роль исполнительной власти. Ну а затем череда смен губернаторов, что повлияло на преемственность работы палаты: «Мое мнение – при смене губернаторов не должна кардинально меняться общественная палата».
В Вологодской области, где также работа ОП ведется достаточно активно, также размышляют о необходимости снижения влияния губернаторов и исполнительной власти на деятельность палаты. Александр Ушаков, возглавляющий комиссию по местному самоуправлению и развитию муниципальных образований Общественной палаты Вологодской области, считает, что для более эффективной работы палаты необходимо «смягчить губернаторскую квоту». Так по местному законодательству в Общественную палату 15 человек выдвигает губернатор. При этом Ушаков отмечает, что значительная часть членов палаты назначенные губернатором - руководители крупных предприятий, «которые вообще не были ни на одном заседании». Правда, здесь же вологодский представитель отметил, что взаимодействие с региональными властями крайне необходимо.
Памятуя о выступлении Юрия Трусова, представители Мурманской Общественной палаты отметили о необходимости укрепления горизонтальных связей не только между НКО, но и между регионами для чего необходимо заключить Соглашение о сотрудничестве Общественных палат Северо-Западного Федерального округа.
Но, изучая деятельность ОП подробней, выясняется, что не все так радужно в плане их работы. Так, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), сообщает ИА REGNUM, на основании результатов опроса, проведенного в 46 регионах России, более половины россиян (56%) либо не могут понять, для чего нужна Общественная палата (32%), либо считают, что она не нужна в принципе (24%). По данным опроса, о существовании Общественных палат на местах в той или иной степени осведомлено большинство россиян - 60%, в их числе 11% отмечают, что они хорошо информированы об её создании, и 49% - кое-что слышали о ней. 37% указывают, что вообще ничего не знают об этой структуре.
Юрий Трусов на пресс-конференции, прошедшей в рамках Форума отметил, что «все зависит, прежде всего, от самой Общественной палаты - как она работает и чем занимается. Важно также, насколько СМИ информируют о деятельности Общественной палаты. Но не надо отрицать и того, что есть люди, которым ничего не интересно - они не читают газет и им все равно, если ли на свете Общественная палата или ее нет».
Продолжая свою мысль, он рассказал: «У нас в Ленинградской области население знает о том, что Общественная палата работает, хотя ей чуть больше года. Мы обсуждаем животрепещущие проблемы, которые многих касаются. В частности, работа наших комиссий, в основном, носит выездной характер - приезжаем на место, приходят люди, и мы обсуждаем ту или иную проблему, выносим рекомендации. Недавно комиссии по взаимодействию с органами власти и по институтам гражданского общества провели такие выездные заседания в Волховском, Ломоносовском и Кировском районах области. Люди получали информацию из первых уст, четко видели, как работают комиссии Общественной палаты. Все, что мы делаем, мы отправляем в СМИ».
Переходя к конкретным примерам, он рассказал, например, о предполагаемом строительстве мусороперерабатывающего завода в поселке Гладкое. «Сейчас комиссия готовит свои рекомендации власти. Но нам уже сейчас ясно, что те инвесторы, те инициаторы строительства в поселке не удосужились нормально поговорить с людьми - не просто успокоить, что, мол, ничего с точки зрения экологии страшного не произойдет, а реально рассказать, что же получит поселок от строительства. Ведь подобные вещи - это, по сути, акт купли - продажи. Что будет иметь инвестор - понятно. Что будут иметь жители? И тут надо объяснить и про зеленую зону, и про новую дорогу, воду, газ, канализацию. И вот тогда, возможно, конфликт утихнет, не успев разгореться».
Другой пример: на одном из заседаний ОП был рассмотрен вопрос состояния дорог в Ленинградской области. По результатам, отметил Юрий Трусов «мы доложили губернатору, а он отреагировал. Вот в этом наше предназначение».
А вот в ситуации в Красной горке разобраться не удалось: «К нам обратился председатель военно-исторического общества Форт «Красная Горка» Александр Сенотрусов - невозможно создать музей в Красной Горке, пока не будет проведено разминирование - а там боеприпасы первой мировой войны забетонированы!». Но и здесь оказалась неувязочка: «Мы обратились в МЧС, были даже средства выделены, но дело застопорилось - потому что не могут найти специалистов подобающего класса».
Чем же должны заниматься Общественные палаты? По словам Трусова палаты должны заниматься экспертизой проектов законодательных актов. Налаживать диалог власти и гражданского общества». Среди своих предложений Юрий Трусов отметил, что «сегодняшняя схема взаимодействия власти и общества не нормальна и необходимо большее сотрудничество и я обратился к Илье Клебанову с просьбой организовывать встречи с Общественными палатами в СЗФО не реже одного раза в квартал».
Но вот другой любопытный момент. Юрий Трусов рассказал о ближайших планах: «В январе мы будем проводить слушания, чтобы понять, что же произойдет, когда Россия вступит в ВТО. По моему мнению, ВТО - это МММ, где каждый ранее вступивший получает выгоду от вступившего позднее. Мы до сих пор не знаем, на каких условиях Россия будет вступать в ВТО, какие потери понесет наше сельское хозяйство. Мы бы хотели, чтобы и Общественная палата РФ провела подобные слушания, мы обратимся туда с этим предложением. У нас сейчас и так поддержка сельского хозяйства одна из самых низких в мире».
ВТО для развития диалога власти и гражданского общества, безусловно, «важная» составляющая. Правда, на реплику корреспондента Когита!ру, что для областной палаты важнее выстраивать диалог с НКО важнее, чем решать вопросы «космического масштаба», таких как ВТО, реакции, увы, не последовало. Ну а то, что некоторые не интересуются деятельностью Общественной палаты, то, может быть именно потому что «неинтересно»? В итоге возникает мысль – быть в общении с властью ОП важнее, чем с НКО…
Зато об этой стороне вопроса высказалась генеральный директор Ассоциации сотрудничества со странами Северной Европы «Норден» Дарья Ахутина. Она отметила, что «для народной дипломатии в рамках приграничного сотрудничества чрезвычайно важна консолидация, а не разобщенность НКО и государственная поддержка проектов». Что касается взаимодействия НГО и Общественной Палаты, то Ахутина отметила «недостаточную заинтересованность Общественной Палаты в работе НГО», в частности, непрозрачность принятия решений по выделению грантов общественным организациям: «Мы попытались участвовать в одном из конкурсов организованном ОП, но в итоге проиграли. Зато когда мы попытались выяснить, какой проект получил грант, то в ответ услышали, что это “коммерческая тайна”»… Она в итоге высказала необходимость создания венчурных фондов для финансирования деятельности НГО.
Наиболее же строг по отношению к деятельности ОП, оказался Игорь Шпектор – экс-мэр Воркуты, а ныне член комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты РФ. Он уверен, что россияне крайне мало осведомлены о деятельности общественных палат, в частности, о работе Общественной палаты РФ: «Вы выйдите на улицу, спросите – и кто вам ответит, что такое Общественная палата?».
На вопрос «почему?» корреспонденту Когита!ру он отметил, что «Все зависит от руководителя палаты – если он активный человек, то и палата работает, а если это назначенец, который даже не приходит на заседания, то и работы никакой не видно».
Шпектор привел пример, когда он, будучи дежурным по Общественной палате РФ, получил в день в режиме on-line всего семь вопросов от граждан. «И мне еще сказали в Общественной палате, что это много – некоторые получают по одному - два. И это со всей России!». Аргументируя ситуацию, он рассказал недавний пример его работы дежурным по Общ6ественной палате РФ и принимал звонки – обращения граждан: «В палату за целый день позвонили лишь 7(!) человек. Когда же я рассказал об этом коллегам, то они мне сказали, что ”тебе еще повезло – обычно мы принимаем по одному – двум звонкам”…».
При этом он указывает на еще один немаловажный факт: «Кто-то здесь рассказывал, что частенько на заседания ОП региона приходил губернатор. Ну кто при губернаторе будет говорить о проблемах – его же повторно не изберут!». Он также предположил, что руководители региональных ОП должны быть освобожденными работниками и получать заработную плату. В качестве примера г-н Шпектор привел Общественную палату в КОМИ. Ну а в целом он отметил, что «Общественные палаты должны быть более самокритичны, а не рассказывать о своих якобы достижениях». Он припомнил при этом, что, работая мэром Воркуты, «высоких гостей» из Москвы он возил скорее по помойкам, нежели показывал Потемкинские деревни.
Работа семинара членов Общественных палат прошла в рамках Форума НКО Ленинградской области. На Форуме состоялось награждение руководителей НКО – победителей конкурса «47 лучших НКО Ленинградской области». Две некоммерческие организации были удостоены специальных призов за лучшие проекты года. Это Центр Монтессори-педагогики и Экологическое движение Гатчины.
В рамках семинара-практикума для представителей региональных общественных палат и НКО СЗФО состоялись лекции и тренинговые сессии для представителей НКО и региональных общественных палат. В частности, об опыте использования новых медиа-ресурсов в работе региональных общественных палат и НКО рассказал редактор портала НКО Алексей Зверев: каждой некоммерческой организации и региональной общественной палате вполне по силам и даже по карману создать свое Интернет-радио и общаться с аудиторией, поднимая самые острые вопросы и не избегая любых актуальных тем.
Действительно, есть такое ощущение, что и мы, журналисты, не часто говорим о деятельности Общественных палат. Но есть здесь и момент недостаточного пиара их работы. Например, я действительно меньше знаю об ОП Ленинградской области, чем о работе, скажем Уполномоченного по правам человека ЛО, или о некоторых НГО.
Но был и еще один любопытный момент. В рамках Форума, в том числе задавались два вопроса: «Что такое гражданское общество?» и «Является ли исполнительная власть частью гражданского общества?». Ответы решили найти на следующей встрече общественников, которая, скорее всего, пройдет в Калининграде. Хотя, как мне кажется, с ответов на эти вопросы и нужно было начинать Форум…