01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Алексей Козырев - не Робин Гуд и не Дон Кихот

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / Алексей Козырев - не Робин Гуд и не Дон Кихот

Алексей Козырев - не Робин Гуд и не Дон Кихот

Автор: Андрей Рысев — Дата создания: 09.02.2010 — Последние изменение: 09.02.2010 Когита!ру
На первой пресс-конференции новый петербургский омбудсмен Алексей Козырев заявил, что в рамках законодательства не хватает полномочий. Кроме того заявлена необходимость взаимодействия с НКО, а также борьба с правовой безграмотностью населения. Первые шаги Алексея Козырева анализирует Андрей Рысев.

Прошло чуть больше месяца с момента избрания нового Уполномоченного по правам человека Петербурга Алексея Козырева. Осмотревшись, он повторил слова своего предшественника о необходимости решения жилищных вопросов граждан, а также проблем петербуржцев при взаимодействии с системой здравоохранения.

Но в первую очередь новому омбудсмену в рамках законодательства не хватает полномочий. Кроме того заявлена необходимость взаимодействия с НКО, а также борьба с правовой безграмотностью населения. Первые шаги Алексея Козырева анализирует Андрей Рысев.

Бесправный правозащитник

Главной задачей, которую поставил самому себе Уполномоченный по правам человека (УППЧ) Петербурга Алексей Козырев – это изменение городского законодательства. Омбудсмен считает необходимым осовременить Закон об УППЧ. Это связано не только с тем, что в городе появился Уполномоченный по правам ребенка, в связи с чем несколько изменились функции «старшего» омбудсмена. В первую очередь, эти изменения должны коснуться  прав самого УППЧ.

Во главу угла Алексей Козырев ставит необходимость более тесного взаимодействия с правоохранительными органами, а также с законодателями. Что его не устраивает? Он отмечает: «Я не могу, например, запросить в суде необходимые документы». С другой стороны, в нынешнем законе статья, регламентирующая процедуру отставки правозащитника, по объему значительно больше, нежели перечень обязанностей, а о правах и говорить не приходится. «Словосочетание «имеет право» встречается в законе реже, чем слово «должен» и «не имеет права»» - говорит новый омбудсмен.

Тем не менее, некоторые шаги в направлении официальных органов омбудсменом уже сделаны. Г-н Козырев уже подписал соглашение о сотрудничестве с Главным Управлением юстиции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, готово к аналогичному подписанию соглашение с Роспотребнадзором.

Также полное взаимопонимание у Алексея Козырева с губернатором Петербурга. «Когда понадобиться решить вопрос, требующий вмешательства губернатора – я встречусь с Валентиной Ивановной (Матвиенко – ред.) – мы с ней находимся в тесном контакте». Причем, если раньше, в день избрания Алексея Козырева, он рассказал Когита!ру, что «у меня не может быть вопросов, которые идут в разрез с исполнительными органами власти», то сейчас он объяснил корреспонденту, что «его не правильно интерпретировали» и «любая проблема, которая поступает на мое рассмотрение, так или иначе, это удар по какому-нибудь чиновнику».

Он также отметил, что «некоторые чиновники были очень недовольны моим избранием». И все же легитимности новому омбудсмену добавляет именно тот факт, что его кандидатура «была предложена губернатором, и за меня проголосовало большинство депутатов».

НКОшное недоверие

Вторым необходимым шагом уполномоченный назвал налаживание взаимодействия с общественными и иными организациями. При этом Алексей Козырев уверен, что со многими структурами общение у него сложится гораздо эффективнее, чем у предшественника Игоря Михайлова. Когите!ру омбудсмен рассказал, что надеется на сотрудничество, прежде всего, с комиссией по правам человека при губернаторе Санкт-Петербурга, которую возглавляет руководитель Санкт-Петербургского отделения Красного Креста Татьяна Линева. «Там 62 человека - все «боевые штыки», на помощь которых я рассчитываю», - сказал омбудсмен.

Негосударственный сектор также в поле зрения омбудсмена. Он собирается «активно с ними связываться, большого отторжения своей персоны я не вижу». Среди организаций он назвал в первую очередь «Гражданский контроль». Также Алексей Козырев готов сотрудничать с «Солдатскими матерями», правда, те пока не ответили на его предложения и «дали испытательный срок». Сложнее дело обстоит с «Правозащитным советом», который категорически отказывался сотрудничать и с прежним омбудсменом. Козырев сказал, что находится в хороших отношениях с некоторыми членами Совета, например с Юрием Вдовиным и Юлием Рыбаковым, но в целом с организацией взаимопонимания пока нет. «Я не буду упрашивать и навязывать себя, но ради дела хочу и готов сотрудничать», - заявил Козырев.

Есть желание у омбудсмена сотрудничать и со СМИ. Он отметил, что уже сейчас «идет мониторинг публикаций изданий, где указывается на нарушения прав человека» и понадеялся, что журналисты будут более активно информировать его по подобным фактам. Основная деятельность Уполномоченного, по словам Алексея Козырева, «сбор, обобщение, анализ информации о нарушении прав». «Из чего я могу сделать общие выводы и с ними прийти к любому высокопоставленному лицу».

Правовая безграмотность, пойма Охты и Шервудский лес

Как отметил Алексей Козырев, по закону омбудсмен должен заниматься защитой так называемых фундаментальных прав, прописанных статьями Всеобщей декларации – право на жизнь, свободу мысли, слова, вероисповедания, передвижения, мирных собраний... Омбудсмен также среди основных ценностей человека называет «право на спокойствие». В Америке, отмечает правозащитник, «бывает всякое, но жить там по ощущениям гораздо спокойнее, чем у нас».

Анализируя же предыдущий опыт, по отчетам Игоря Михайлова, «большое число обращений не имеет отношения к деятельности омбудсмена». Многие из них уровня «из-за чего поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». К примеру, отмечает УППЧ, «если кто-то купил фальсифицированное лекарство, то к нам это отношения не имеет. Но если такие нарушения принимают систематический характер, то мы должны этим заняться». Но: «Я не Дон Кихот и не собираюсь бросаться на ветряные мельницы. Я и не Робин Гуд, чтобы силой навязывать свою справедливость» - уточнил Алексей Козырев.

Отдав должное своему предшественнику, новый Уполномоченный рассказал, что за полтора года работы прежний омбудсмен смог составить солидную базу обращений. В основном жалобы касаются социально-экономических вопросов: защиты просят обманутые дольщики, пострадавшие от действий правоохранительных органов, призывники и военнослужащие. В 2009 году поступило 2200 обращений, при этом почти половину из этих вопросов можно было быстрее и проще решить в других инстанциях. Это говорит, прежде всего, о правовой безграмотности населения, и ее ликвидация еще одна тема, которая требует вмешательство омбудсмена. А вот протекшая крыша и упавшая на голову сосулька – «это все же не по адресу». УППЧ пообещал, что такие жалобы он примет, обобщит и проанализирует, но этот вопрос требует комплексного решения, без вмешательства Уполномоченного. Сейчас, кстати, каждый день в адрес уполномоченного приходит 10–15 новых обращений. Но, по словам Алексея Козырева, «половина из них не по адресу».

Что же касается своей деятельности, Алексей Козырев отметил, что «Хвастаться мне пока нечем, есть только планы». По аналогии с Игорем Михайловым, новый омбудсмен собирается создать на местах пункты своеобразных представительств омбудсмена, что-то вроде Уполномоченного по району, и надеется, что для этих целей у него появятся добровольные помощники. Некоторые из них могут быть рекрутированы из Общественного совета Петербурга, который возглавляет сам Алексей Козырев. Также омбудсмен надеется на то, что уже к весеннему призыву в каждой призывной комиссии будет «человек от Уполномоченного».

И все же УППЧ не доволен сокращением штата омбудсмена в два раза (с 32 до 15 человек – ред.). По словам Алексея Козырева вопросы «взрослого» омбудсмена занимают 95% от общего числа заявлений, и в настоящее время придется «ужиматься» в количестве одновременно рассматриваемых дел. «Если бы мой штат был 20-25 человек, то я смог бы решить гораздо больше вопросов».

Ответил Козырев и на ряд вопросов, касающихся острых тем. В частности, он заявил, что не видит ничего предосудительного в проведении в Петербурге гей-парадов: «Столичные власти совершенно напрасно так жестко на это реагируют - пусть проводят ради бога». А вот в отношении религиозных сект омбудсмен более категоричен: «Я намерен ограничивать их влияние».

Зато строительство «Охта-центра» Козырев поддерживает. Он отметил, что «молодое поколение, «за» строительство Охта-центра». И это именно то поколение, которое будет жить в Петербурге в будущем. Он, в тоже время понимает, что эта позиция «оттолкнет от него часть граждан – противников Охта-центра». «Но я не Янукович, и не Тимошенко – за голоса не борюсь» - уверенно заявил УППЧ.

В качестве примера он привел своих детей 18 и 11 лет. Они же, кстати, против показа по ТВ телесериала «Школа». Они не находят ничего общего с действительной школьной жизнью.

Ну а, возвращаясь к изменению законодательства, Алексей Козырев посетовал, что пока не имеет даже права на законодательную инициативу. Посему самостоятельно изменить «свой» закон он не может. На помощь, правда, могут придти Почетные граждане Петербурга: «Придется кого-то искать, обращаться, просить. Например, Дика Адвокаата, почетного гражданина - просить его и унижаться. Как ни дико это звучит, но у Дика есть законодательная инициатива, а у меня – нет».

относится к: , , ,
comments powered by Disqus