НГО – опора для детского омбудсмена
«Недетские» задачи
Скандальное смещение с поста городского омбудсмена Игоря Михайлова, корректировка бюджета Уполномоченного по правам человека, изменения в Устав города, где появилась строка об Уполномоченном по правам ребенка и, наконец, неоднозначное избрание двух новых омбудсменов – Человека и Ребенка – вот вехи, на фоне которых новыми блюстителями человеческих и детских прав стали Алексей Козырев и Светлана Агапитова.
Через месяц после избрания первый Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге встретился с прессой. Началось общение с заявления об инициировании создания новой комиссии Законодательного собрания – по проблемам детей. Следующий шаг – принятие Закона Петербурга «О воспитании». Светлана Агапитова рассказала, что во время съемок (она, как известно, является ведущей программы «Детский вопрос» на телевидении – А.Р.) познакомилась с учеными-социологами, «у которых есть разработки, вполне пригодные для того, чтобы стать основой такого закона». Омбудсмен уверена, что проблемы, в том числе и насилия над детьми, кроются «в уничтожении культуры семейного быта, культуры передачи семейных традиций».
Также по ее мнению в Петербурге необходимо разработать и принять в русле готовящейся реформы ФСИН закон «О ювенальной юстиции». Хотя бы и на уровне региона.
Другой негативной тенденцией последнего времени стала, по мнению Агапитовой непокладистость чиновников. Она считает, что специалисты государственных структур, которым по долгу работы необходимо помогать семье, должны «выходить в народ, а не ждать проблемные семьи у себя в кабинетах». «Сейчас в каждом районе города созданы центры помощи семье и детям, только многие из них пустуют, потому что проблемные семьи туда не идут. Надо, чтобы специалисты активнее приходили в семьи сами».
Но и горожане тоже не должны оставаться в стороне от детских проблем. Светлана Агапитова считает, что петербуржцы должны быть более бдительны: «Заметили, что соседский ребенок ходит с синяками или вообще подозрительно долго из дому не выходит, заметили среди бездомных ребенка - сигнализируйте». Причем, факт начнется проверяться незамедлительно, а не только после письменного заявления – заверила омбудсмен.
До конца сезона (до летних каникул – А.Р.) будет продолжена работа С.Агапитовой в авторской программе российского телевидения «Детский вопрос». И хоть «на верстку и тексты, остаются только ночи», журналистка обратилась к коллегам: «Если знаете о какой-либо острой ситуации по нарушению прав детей - пишите, звоните, поделитесь острой ситуацией».
В целом, детский омбудсмен видит свои задачи совсем не детскими. «Это не просто рассмотрение заявлений граждан, но, прежде всего, системная работа - выявление пробелов в законодательстве, координация работы организаций, занимающихся проблемами детей, сбор и анализ информации». Агапитова планирует открыть на сайте Уполномоченного по правам ребенка, который будет вскоре создан, форум, где можно оставить даже анонимно информацию о проблемах детей.
«Волонтерский» интерес
Еще одним важнейшим аспектом своей будущей работы Светлана Агапитова считает налаживание сотрудничества со всеми так или иначе занимающимися проблемами детей - от Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, профильных комитетов правительства, органов опеки и попечительства до некоммерческих организаций. Являясь также председателем Социального пресс-клуба, она уверена, что «НКО очень помогают решать многие проблемы, в том числе и по защите прав детей. Я надеюсь, что при уполномоченном будет создан общественный совет, помогающий в работе, собирающий информацию, координирующий действия организаций. Возможно создание и института общественных помощников».
С опытом некоторых из них Светлана Агапитова уже знакома. Она считает, что в ее работе детского омбудсмена могут помочь Благотворительный фонд «Родительский Мост», организации «Аревик», «Эвричайлд», «Врачи детям», Санкт-петербургская Городская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ». Собирается Уполномоченный сотрудничать и с Государственным учреждением «Региональный центр "Семья"», который занимается аналитической работой и аккумулирует всю информацию, связанную с положением детей и семей в Санкт-Петербурге.
У Светланы Агапитовой есть желание сотрудничать и со своими конкурентами по выборам Уполномоченного по правам ребенка - директором Ресурсного правозащитного центра, кандидатом юридических наук Марией Каневской, с которой встреча может быть назначена «до конца января», и секретарем Правозащитного Совета Санкт-Петербурга, депутатом Законодательного собрания предыдущих созывов Натальей Евдокимовой. Омбудсмен считает, что «Наталия Леонидовна опытный политик, мы планируем сотрудничать не только с ней, а в целом с Правозащитным Советом - встречаться и намечать пути взаимодействия».
Будем посмотреть…
Ну а что же сами НКО и правозащитники думают о подобном сотрудничестве?
Президент фонда «Родительский мост» Марина Левина считает сотрудничество со Светланой Агапитовой важным: «Надеюсь дело с защитой детей, наконец, сдвинется с мертвой точки». На ее взгляд, «особо беспокоит вопрос устройства в семью детей-инвалидов». «Этот процесс долгий. Также надо налаживать работу с кровными семьями, чтобы детей из этих семей не изымать, а помочь семьям их воспитывать. также хотелось бы чтобы была в городе программа профилактики отказов от детей в роддомах, которую мы осуществляем только в роддоме №16, но могли бы сделать общегородской».
Маргарита Урманчеева, президент «ГАООРДИ», пока делает лишь наказ новому детскому омбудсмену: «Надо задуматься о проблеме защиты детей с тяжелой инвалидностью. Если умирает родитель, а ребенок остается с квартирой, возникает проблема недвижимости, которая является лакомым куском. Ребенок попадает в интернат или остается с опекунами, где судьба такого ребенка не всегда складывается хорошо, чему есть примеры». Она указывает также и на другую проблему – отсутствие доступной среды для детей инвалидов и доступность для них образования.
Мария Каневская сказала корреспонденту Когита!ру: «Пока ко мне никто из аппарата Агапитовой, равно как и сама Светлана, не обращались». Если же такое обращение будет, то она «должна понять, в какой форме может состояться сотрудничество».
Также «пока не понятным» видит свое сотрудничество Наталия Евдокимова. К ней также Светлана Агапитова «лично пока не обращалась».
Правозащитник Юлий Рыбаков уверен, что детскому омбудсмену предстоит решать широчайший спектр вопросов, касающийся функционирования детдомов, приютов, колоний для несовершеннолетних, детской медицины, прав детей-инвалидов. Кроме того, на Агапитову «неизбежно обрушится лавина жалоб и взаимных претензий родителей, борющихся за право воспитания ребенка».
Особое внимание правозащитник посоветовал обратить на кадровую проблему в детских колониях. «Нужно подумать о том, как заинтересовать людей работать в таких учреждениях и как подготовить для детских колоний грамотный персонал. Впрочем, для того чтобы решить вопрос, полномочий Агапитовой будет явно недостаточно. Здесь необходим государственный масштаб», — отмечает Рыбаков.
По мнению бывшего петербургского омбудсмена Игоря Михайлова, детскому Уполномоченному необходимо обратить внимание на перекосы в финансировании дошкольных учреждений, в результате чего дети получают различный уровень услуг.
Еще одна актуальная проблема, отмеченная Михайловым, касается детских домов и образовательных учреждений для умственно отсталых детей: «Если у ребенка запоздалое развитие, и он обучается в специальной школе, то ему далеко не всегда удается получить документ о соответствующем образовании. Не все школы имеют право выдавать их. В результате мы получаем детей-инвалидов, которые не имеют шансов социализироваться».
Игорь Михайлов не обошел стороной и тему межнациональных конфликтов в школах. Тут, правда, он обратил внимание на деятельность СМИ. По его словам, такие конфликты имеют место быть, но зачастую получают излишний резонанс не вследствие твердых ксенофобских убеждений того или иного ученика, а вследствие «истеричности средств массовой информации, описывающих проделки националистов». Он подчеркнул, что «при оценке таких конфликтов Уполномоченному по правам ребенка нужно быть особенно осторожным и внимательным».
Впрочем, пока у уполномоченного по правам ребенка нет своего помещения. Она работает в Щербаковом переулке - там, где располагается офис Уполномоченного по правам человека. Пока еще не получен статус юридического лица - это должно решиться завтра, 29 января. После этого будет проведен конкурс на должности в аппарат.
Некоторых сотрудников «3-5 человек» - Агапитова хотела бы пригласить из бывшего аппарата экс-уполномоченного по правам человека Игоря Михайлова: «Это юристы, грамотные люди, знающие проблему и умеющие работать как с населением, так и с документами».
Ну и наконец, Светлана Агапитова в марте 2010 года встретится с другими региональными Уполномоченными по правам ребенка в кабинете российского детского омбудсмена Павла Астахова для «выработки алгоритма совместных действий».