Первый съезд режиссёрско-художественного совета
В съезде приняли участие 49 молодых театральных режиссёров – участников лаборатории «ON.ТЕАТР» и 28 молодых художников – выпускников и студентов Академии театрального искусства курсов Э.Кочергина, В.Окунева, В.Фирера, В.Полуновского и др.
В рамках съезда прошла выставка театральных макетов и эскизов и фотовыставка. Состоялись мастер-классы по ведению переговоров между ведущими художниками и режиссерами театра, постановке театрального света. Почётные гости съезда: театральный художник, живописец, лауреат национальной премии «Золотая Маска», высшей петербургской премии «Золотой софит», премии фестиваля «Балтийский дом» Эмиль Капелюш; главный режиссер театра им. Ленсовета Гарольд Стрелков; театральный художник по сценическому свету, лауреат премии "Золотая маска", Глеб Фельштинский; театральный художник, член Союза художников РФ, театральный критик, редактор "Петербургского театрального журнала" Мария Смирнова-Несвицкая. В конце первого дня было сформировано 14 творческих союзов (режиссер-художник) и получено домашнее задание... На следующий день ребята представляли "домашнее задание". Это была презентация творческими парами (режиссер-художник) совместных работ, голосование и обсуждение.
Съезд прошел на новой площадке, которая очень удачно подошла для проведения такого мероприятия. Это уникальное арт-пространство – экспериментальная творческая лаборатория «Bye Bye Ballet». 19 ноября был официально запущен этот проект, но помещение на улице Белинского, дом 9 еще только готовится к окончательному открытию, всюду идет ремонт. Уже известно, что здесь будут проходить выставки, представления, лекции и семинары по искусству, кинопоказы, будет работать школа современного танца, актерского мастерства, вокала, живописи, йоги. В конце апреля здесь открывается художественная галерея «Кухня».
Милена Авимская, организатор первого съезда СРХС:
"Мы предложили режиссерам и художникам сформировать творческие дуэты и за вечер и ночь между первым и вторым днями съезда сделать совместную творческую работу. Кроме того, на съезде у ребят есть возможность пообщаться со знаменитыми театральными художниками, задать им свои вопросы, услышать их мнение об особенностях профессии. Надеюсь, что такие мероприятия, как сегодняшний съезд, станут проходить регулярно".
Гарольд Стрелков, главный режиссер театра Ленсовета:
"Для режиссера тема съезда очень актуальна. Нет более важной задачи (помимо поиска своей группы актеров и драматического материала), чем найти своего художника. Мы очень часто с этим запаздываем. Задача организаторов, чтобы сегодня родились какие-то творческие союзы, чтобы режиссеры нашли своих художников. Я очень хорошо помню себя в этот период, когда еще нет контактов с художниками. Я через это проходил. Когда режиссеры выпускаются из театральных вузов, они сами себе все. Им никто не нужен. Режиссер может все сам: сценографию придумать, свет поставить, даже сам может сыграть. Эта «самодостаточность» была следствием того, что мы не сходились с художниками в начале пути. Поиски контактов затягивались на годы. Мой первый контакт с художником был после 7 лет выпуска. Это был Саша Боровский в Москве. Я ему все рассказал: откуда актеры входят и куда выходят, что они делают. Саша это грустно слушал, а потом сказал: «Это же Пушкин. И там все вертится. Пушкин. Вертится». Он это вычленил из двухчасового рассказа. И я понял, что именно это и нужно было сказать. Из этих двух слов Саша Боровский и придумал очень простую, но замечательную декорацию. До этого я поставил 8 или 9 спектаклей целиком сам: все сам оформил, сам придумал, сам проконтролировал производство. Но когда работаешь с художником, происходит чудо: рождается что-то третье, что никогда не придет в голову самому режиссеру. Актеры нуждаются в четкой структуре замысла: действие, проблематика. Художнику нужно сказать про идею спектакля, но главное, объяснить атмосферу, образную среду. Чем более перед нами художник, тем больше у него защиты от нас – режиссеров. Мы частенько рассказываем киноленту видения, но самого главного при этом не звучит. Надо хотя бы раз в жизни испытать потрясение от неожиданного решения художника. Как только вы испытаете это чувство, у вас сразу появится доверие к художнику. В идеале должен наступить момент, когда вы перестанете думать о спектакле, как о решении. Все равно все очень индивидуально: с кем-то может работать этот режиссер или этот художник, а с кем-то – нет. Найти своего художника – огромное счастье".
Эмиль Капелюш, режиссер:
"Режиссеру и художнику нужно на ранней стадии работать вместе. Чем это можно заменить, я не знаю. Много лет у нас ушло на ожидание чего-то. Теперь нужно отношение к театру и отношения в театре привести в порядок. Знакомиться, встречаться. Проводить съезды – это хорошо, но ничего, кроме работы, не дает результата. Есть театры с огромным бюджетом, а есть театры, где зрителя нужно немного обмануть, чтобы зритель не понял, сколько денег потрачено на спектакль. В Москве появились несколько лет назад театры, которые сообщают в отчетах, как много денег вложено в представление. У очень дорогих проектов бывают очень смешные результаты. И наоборот, бывает, что спектакль сделан очень хорошо с минимальным бюджетом. У меня самого были ситуации, когда я ходил по улицам и присматривался: вот лежит лист ржавого железа. Как он красив. Его можно взять и использовать в постановке. Идя по Садовой, я увидел, как выворачивают старые трамвайные рельсы, там было огромное количество костылей, которыми крепили рельсы. Если бы у меня был грузовик и склад, я бы их увез. В начале 90-х годов брусчатка валялась, как мусор. Я ее использовал в двух своих спектаклях. К отсутствию бюджета надо относиться спокойно. Театр, где все есть, бывает чудовищен по количеству интриг, скуки, казарменной атмосфере, диких предрассудков. Наше дело – разбивать привычные представления. Нет идеального режиссера или идеального художника. Есть закон случайности во всем. Бывает, что режиссер хочет общаться с художником чуть ли не ежедневно и чтобы художник ему чуть ли ни экзамен сдал. Это значит, что режиссер методы общения с актерами переносит на художника. Режиссер и актеры должны постоянно находиться в поле друг друга. От этого занудства ненавидишь все: и работу, и пьесу, и режиссера, и себя. Внутри меня есть какая-то своя картотека: в отдельных ящичках лежат режиссеры-неврастеники, режиссеры-циники, режиссеры-академики. Я понимаю, с кем как нужно вести беседу. Я все равно режиссера должен как-то обмануть. Я не могу рассказать сразу все, что мне в голову пришло, потому что если я это слишком рано расскажу, то этого точно не будет. Есть простой способ передачи информации от режиссера к художнику: если репетиции уже начались, то нужно посидеть на 3-4 репетициях и посмотреть, что происходит. Тогда начать что-то придумывать. Мне легче уйти от режиссера, чем навязать ему то, что он будет делать не по своей воле, с враждебностью, ненавидя созданное мной пространство. Так что надо или договариваться, или уходить".
Съезд имел несомненный успех. Задача – познакомить режиссеров и художников – выполнена. Скоро (в июне 2010) нас ждет продолжение: новые спектакли, поставленные молодыми режиссерами.
О новом театральном проекте, в рамках которого прошел съезд режиссерско-художественного совета пишет в своем блоге режиссер Михаил Угаров: «…Я под впечатлением от деятельности Милены Авимской, руководителя ON-драмы, ON-театра. И Гарольда Стрелкова, главного режиссера театра Ленсовета. Они реально меняют драматургический Петербург…»