01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Об увольнении из ГТК "Россия" рассказали летчики и бортпроводники

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / Об увольнении из ГТК "Россия" рассказали летчики и бортпроводники

Об увольнении из ГТК "Россия" рассказали летчики и бортпроводники

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 23.09.2009 — Последние изменение: 23.09.2009 Когита!ру
22 сентября в Институте региональной прессы состоялась пресс-конференция, названная участниками «Уничтожение «ТУ-154» в ГТК «Россия»: 190 летчиков, 120 авиатехников, 75 стюардов лишаются работы». Выступали представители независимых профсоюзов летного состава и бортпроводников. Их слушала Евгения Литвинова.

Тема оказалась востребованной: зал едва вместил всех желающих. Были журналисты и с телевидения, и из газеты «Народная правда», и из «Коммерсанта», и из различных коммунистических изданий. Эклектично было все происходящее: риторика 1970-х годов использовалась людьми, которые сумели вписаться в «новые экономические отношения» гораздо лучше, чем их многочисленные соотечественники. Всем нам было предложено посочувствовать людям, оставшимся без работы. Безусловно, их очень жаль. Жаль, что они оказались в трудной ситуации. Например, те, кто снимает квартиру, купил машину, строит дом и в этот момент узнает о предстоящем увольнении. Но жаль и остальных 140 миллионов жителей России, вынужденных пользоваться зачастую сомнительными услугами этого государственного перевозчика и платить за билеты в разы больше, чем берут иностранные компании. Внутрироссийские цены на перелеты отрезают сегодня дальние регионы, фактически разрушают связи внутри страны.

А способ решения проблемы на пресс-конференции предлагался хорошо всем знакомый: поддержать отечественного производителя. Выяснилось, правда, что «экономический патриотизм», как бы далеко он ни простирался, не заставил выступающих купить «Жигули». Ездят на иномарках.

Слово участникам пресс-конференции:

Игорь Михайлович Морозов, председатель Совета Профсоюза летного состава:
"Под предлогом оздоровления компании продолжается уничтожение нашей отечественной авиации. Высококвалифицированный персонал выбрасывается на улицу. Генеральный директор ГТК «Россия», невзирая на обязательства по коллективному договору, отказы, ссылаясь на решение Координационного совета, издает приказ о прекращении эксплуатации всех самолетов «ТУ-154» с 1 ноября 2009 года. В результате ликвидируется летный отряд из 190 человек и ликвидируется работники других подразделений. Все они уже получили уведомление об увольнении с 4 декабря 2009 года. Готовится сокращение бортпроводников. Порядка 75 человек. 5 участников Координационного совета, из тех, кто принимал это решение, уже уволены.
Спорными для нас являются преимущества иностранной авиатехники. Не рассматривалась огромная территория РФ с износом аэропортов и аэродромов на 75%. У этих аэропортов отсутствуют сертификаты на обслуживание иностранных самолетов. Ремонт иностранных самолетов на порядок дороже. Полеты на разбитые аэродромы изнашивают самолеты быстрее. Не учитывалось, что подготовка летного состава для работы на иностранной технике производится не в России, а в Европе. Это гораздо дороже, чем учить летать на «ТУ-154». Сейчас «ТУ-154» выполняет функции резерва в случае поломки иностранного самолета.
 Не учитывалось, что использование нашей техники сохраняет рабочие места в России. Не только в авиакомпании, но и на предприятиях, которые обеспечивают исправность наших самолетов. Это ремонтные заводы. Это производители комплектующих и сырья для них. Компания отказывается от их услуг.
Мы перестанем летать по некоторым традиционным маршрутам и направлениям из-за состояния аэродромов. Например, в Минеральные Воды, Мурманск, Норильск, Архангельск. Из-за состояния полос.
Мы просто отдаем этот рынок!
Мы – государственное унитарное предприятие. Законность сокращения штатов должен подтвердить собственник, то есть государство. Мы направили письмо с просьбой обратить на нас внимание Президенту РФ, премьеру, губернатору нашего города. Пока у нас есть информация только о том, что письма получены. Из администрации Президента получен ответ. Но там только общие фразы о том, что вопрос рассматривается. Конкретно о «ТУ-154» ничего не говорится.
Мы говорим о безопасности страны. Только авиация может быстро доставить необходимые грузы.
Это касается и мобилизации в случае военного конфликта. Используя иностранные самолеты с их спутниками, с их навигацией, мы «в час Икс» можем остаться без авиации. Это вопрос безопасности страны. Сейчас наш авиапром не может дать высоких темпов прироста парка самолетов. Представитель компании «Боинг» на последнем авиасалоне оценил возможности продажи самолетов на российском рынке. Он считает возможным продать в Россию 1000 штук. Более жесткие требования к самолетам в Европе заставляют все компании перевооружаться. Представители «Боингов» наверняка лоббируют свои интересы в России.
Мы у себя дома!
Мы можем летать на наших самолетах. Постепенно перевооружая парк нашими же новыми самолетами. А тут рубят сук, на котором сидят!
Теперь о сокращении. Пилотов подавляющее большинство переучат работать на новых самолетах. Штурманы и бортинженеры, если не согласятся перейти на те вакансии, которые им предложили, будут уволены. Новая техника рассчитана на двухчленные экипажи. Самолеты с четырехчленными экипажами будут уходить. Многие уже переучились за свои деньги и получили свидетельство пилота коммерческой авиации. Компания говорит, что они компании не нужны.
У нас есть 2 центра переподготовки. Мы рассчитывали на финансирование из бюджета программы по обучению в этих центрах. Курс обучения там стоит до 4 миллионов рублей. Программа переобучения в этих центрах буксует, а люди увольняются.
В заключении предлагаю вам представить себя пассажирами самолета, экипаж которого получил уведомление об увольнении, и завтра будет уволен".

Валентина Александровна Воронина, председатель Свободного профсоюза бортпроводников:
"У нас есть коллективный договор, в котором написано, что если происходит сокращение более 20 человек, то должна быть создана комиссия по увольнениям. Такая комиссия до сих пор не создана. Приказ вышел от 9 сентября 2009 года. Перед принятием решения об увольнении Генеральный директор обязан принять определенные меры: переучивание, предоставление отпусков за свой счет, увольнение совместителей. Эти меры приняты не были. Прекращение эксплуатации «ТУ-154» не является основанием для прекращения договора с бортпроводниками. Не бывает бортпроводников определенного типа самолетов. Бортпроводник имеет право летать на 4 типах самолетов. Они постепенно переучивались. Я считаю, что и сейчас есть возможность сохранить кадры. Ежегодно из компании увольняются по собственному желанию или по медицинским показаниям от 40 до 50 человек. В декрете в настоящее время находится 87 бортпроводников. Их места могут занять те, кого сейчас сокращают. Я считаю, что массовые увольнения в связи с прекращением эксплуатации «ТУ-154» - это только удобный повод, чтобы убрать неугодных и неудобных. Для этого были введены ограничения по возрасту. Нашим профсоюзом были поданы жалобы в Транспортную Прокуратуру, в Прокуратуру Московского района. Сейчас пришло предписание убрать это ограничение по возрасту. В списке кандидатов на увольнение наиболее опытные бортпроводники. Многие из них имеют награды.
У нас в последнее время сформировалась новая тенденция: борт самолета подменяется подиумом для топ-моделей. Набирают молодых по внешним данным. Не учитываются ситуации, возможные на борту самолета. Отсутствие жизненного опыта мешает молодым бортпроводникам увидеть страх и страдание других людей".

После окончания пресс-конференции ко мне подошел мужчина, представившийся пенсионером, в прошлом – летчиком с большим стажем. Он хотел защитить от меня отечественную авиацию. Но закончил разговор тем, что сообщил: «На днях за границу лечу. Купил билет за 17 тысяч рублей. Надо было до Хельсинки ехать автобусом и взять билет там за 200 долларов».

В столкновении администрации и трудового коллектива, связанном с массовыми увольнениями, трудно разобраться человеку со стороны. Тем более, что не была представлена противоположная точка зрения.
Однако есть и третья сторона – пассажиры - мы с вами. Мы не участвуем в конфликте. Наш интерес - это прежде всего безопасность полета. Кроме того, разумное сочетание цены билета и качества обслуживания.

На пресс-конференции членов компании, занимающейся предоставлением услуг, проблема безумной дороговизны билетов (а значит и степени доступности воздушного транспорта) и низкого качества сервиса вообще не рассматривалась. Монополия на рынке авиаперевозок делает обсуждение этой стороны вопроса совершенно излишней.


относится к: ,
comments powered by Disqus