Официальные сайты: пятилетка за месяц
Эксперты оценивали соответствие содержания официальных сайтов требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения доступа к информации. В ходе работы было проанализировано 76 официальных сайтов.
Средняя степень информационной открытости выросла до 39,49%. Результат кажется скромным, однако если сравнить его с результатами предыдущих исследований, то налицо положительные перемены.
Полный рейтинг опубликован на сайте Института развития свободы информации.
Елена Голубева, директор Института развития свободы информации, рассказала о критериях и параметрах исследования и динамике изменений на официальных сайтах. По мнению эксперта, одним из самых действенных механизмов, запустивших бюрократическую машину, стал федеральный Закон от 9 февраля 2010 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также ряд иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы доступа к информации.
Лидером рейтинга стала «темная лошадка», степень информационной открытости которой выросла за несколько месяцев практически на 50%! На первом месте Федеральное агентство связи — 89,289% открытости. За ним следуют Министерство образования и науки Российской Федерации (75,674%) и один из бывших лидеров — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (62,881%).
Кстати, часть лидирующих позиций в Рейтинге-2010 заняли ведомства, которые ранее особой информационной открытостью не отличались и по итогам предыдущих мониторингов официальных сайтов занимали места в середине рейтинга.
Есть настоящие прорывы: так, сайт Минобрнауки России переместился с 13 на 2 место по сравнению с результатами Мониторинга-2009, сайт Росархива — с 34 на 5 место, Росалкогольрегулирование — с 77 на 24 место.
Иван Павлов, председатель Совета Института развития свободы информации прокомментировал ситуацию: «Ранее нашей главной целью было принятие Закона о доступе к информации. Он начал действовать 1 января 2010 года — казалось бы, можно пожать друг другу руки и всем коллективом отправиться на пенсию. Вот только выяснилось, что на практике положения закона извращаются, коверкаются — как чиновниками, так и представителями судебной инстанции. Так что на покой нам отправляться пока рано».
Действительно, рановато. Среди аутсайдеров Федеральная служба охраны Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации. До сих пор единственный федеральный орган исполнительной власти не имеет своего официального сайта — это Рособоронпоставка.
Сайт Ростехрегулирования практически не изменился за год и в результате «упал» с 4 места на 60-е. Еще одно падение пережил сайт Минюста России — с 11 на 59, а также сайт Росгидромета — с 7 на 53-е место. Причем, главная причина этих «падений» – в том, что в течение года практически не велось работы над развитием этих сайтов.
Основные проблемы в сфере доступа к информации, по словам экспертов, теперь заключаются не столько в содержании, сколько в техническом обеспечении этого содержания: технологические свойства многих официальных сайтов не соответствуют вступившему в силу законодательству. Если решить технические вопросы — степень информационной открытости может и должна будет значительно вырасти».
В итоге среди «недоработок» — отсутствие единого подхода к вопросу организации информации на официальных сайтах, банальное отсутствие некоторых категорий необходимых сведений. Кроме того, большая часть сайтов не адаптирована для пользователей с ограниченными возможностями (например, людей слепых или с ослабленным зрением).
Много технических проблем: отсутствует функция поиска, информация размещается не во всех необходимых форматах, сайты не предназначены для работы с ними людей с ограниченными возможностями. Зато по-прежнему размещается реклама: на сайте Федерального агентства морского и речного транспорта Российской Федерации каждый пользователь может найти электронный магазин по продаже книг, а сайт Росмолодежи размещает рекламу коммерческих банков.
По мнению Елены Голубевой: «На сегодняшний день состояние официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти по-прежнему далеко от идеала, но важным является сам факт того, что можно наблюдать постоянную положительную динамику в развитии официальных сайтов. И дело тут не только в том, что есть конкретные правовые нормы, устанавливающие обязанность по обеспечению доступа к информации на официальных сайтах ведомств (и, соответственно, ответственность за необеспечение), – причина кроется в отношении людей к этому вопросу: как со стороны представителей ведомств, так и со стороны пользователей сайтов. Органы власти, начав наполнять свои сайты информацией и сервисами, смогли понять, насколько это востребовано гражданами; пользователи сайтов увидели, что большая часть официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти действительно является местом, где можно получить много нужной информации. За реализацией любого закона стоят люди — те, на кого правовые нормы накладывают определенные обязанности, и те, у кого появляются права. Наличие постоянной динамики в развитии сайтов обусловлено интересом и отношением людей к этому вопросу: если не будет интереса — закон останется «мертвым».
В приложении к данному материалу на сайте Института развития свободы информации можно скачать презентацию с графиками и диаграммами.