Педагогическая пьеса
В РГПУ им. Герцена собрались преподаватели и некоторые бывшие ученики. Приветствовал собравшихся лично президент РФ Дмитрий Медведев.
Официальный Педсовет
Актовый зал педуниверситета. Присутствующие застыли в ожидании. Их волнение несколько разбавляли доносящиеся из динамиков песни из далекого детства. Правда, как и полагается в некоторых пьесах, началась она «из-за такта». Президент, прежде чем открыть заседание Ассамблеи, посетил учебные классы и выставку достижений народного образования.
Дмитрий Медведев первым делом посетил инновационный музыкально-компьютерный класс. Там был представлен современный инструмент для подготовки учителей музыки - тренажер, действующих по принципу «печати вслепую»: на монитор выводится нотный стан с графическим отображением мелодии, а студент играет ее на клавишах синтезатора. Глава государства сел за синтезатор, преподаватель задала ритм, и из динамика полился «Танец маленьких лебедей» Петра Чайковского. Дмитрию Медведеву удалось даже поймать несколько нот, за что был удостоен аплодисментами присутствующих учеников.
Затем президент со свитой отправился на факультет физики, где 11 студентов пятого курса сдавали экзамен по «Информационным и коммуникационным технологиям в науке и образовании». Президент оказался не строгим экзаменатором: он поинтересовался формулой определения удельной теплоемкости, а также спросил о том, какие программы студенты использовали в своей работе и можно ли проводить лабораторные работы дистанционно.
На выставке Дмитрия Медведева заинтересовали компьютер, чтобы обучать слепых чтению, и юрта с ноутбуком как пример информационных технологий для учителей и школьников Крайнего Севера.
На выступлении он заявил о том, что запущен проект «Наша новая школа». Цель инициативы – «создание такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к образованию, учебе, способна быть современной, адекватной» - подчеркнул президент.
После него выступающие рассказали о важности мероприятия и необходимости «инновационного развития школы». Вскользь говорилось и о ЕГЭ, который «должен стать основной, но не единственной формой оценки ученика». Также было сказано о том, что, например МГУ может на лето становиться площадкой для дополнительной подготовки учителей. И уже совсем украдкой было сказано «об адекватной зарплате учителя».
Глас народа
Более любопытными стали прошедшие в РГПУ круглые столы, где завязывалась настоящая дискуссия о роли учителя в нашей стране. Не усложняя текст названиями круглых столов – их прошло 16, представлю лишь услышанные в ходе их работы тезисы
Ректор Вологодского педуниверситета Александр Лешуков, говоря о подготовке учителя для основной школы, отметил, что в его области, да и по всей России, «к сожалению, снижается доля педагогов с высшим образованием, идет старение педкадров, доля молодых специалистов в школах составляет всего лишь 5%». Правда при этом он уточнил, что «привлечь молодежь можно не только высокой зарплатой, но и поднятием престижа учительской профессии».
А вот профессор РГПУ Александр Тряпицын предложил кадровое решение школьных проблем. При этом он призвал «учитывать опыт ведущих стран мира где преподавательский состав в школах формируется из 30% лучших выпускников педагогических вузов. При этом в Южной Корее отбирается лишь 5% выпускников, а, к примеру, в Финляндии – 12% от вышеназванных 30% лучших». Это, по его мнению и «повышает престижность самой профессии учителя».
Не отставали от учителей и чиновники. Владимир Антокольский, начальник управления государственной политики в сфере образования Чукотского автономного округа, решил даже поспорить с чиновниками из Минобрнауки, которые чаще всего на форуме использовали слово «инновация»: То, что происходит сегодня, нельзя назвать инновацией, поскольку никто никакого прорыва не совершает. Среди полутора миллионов учителей лишь единицы могут быть инноваторами, то есть учителями с «божьим даром». Инновация – это штучный товар» - заключил представитель Чукотки.
Учитель экологии и биологии образовательного учреждения №309 Санкт-Петербурга, преподаватель РГГУ Ирина Азизова убеждена, что миссия школы «содействовать самореализации ребенка и его социолизации».
Если обобщать все дискуссии, то можно упростить их до двух вопросов – школа это продавец знаний, или способ научить ребенка жить в современном обществе? Косвенно на этот вопрос был дан ответ на одном из круглых столов, где была представлены результаты социологического вопроса. Родители в 74% случаев (социологический опрос допускал несколько вариантов ответов) считают, что по окончанию 9 классов ученики должны вынести из школы «познанные способности». Преподаватели практически согласны с родителями – их мнение, что творчество важно в 33% случаях, а вот знания на первое место ставят более 70% учителей. Зато ученики «нуждаются» непосредственно в знаниях не более чем на 50%. Зато они ставят на первое место умение самостоятельного восприятия окружающего мира – более 73%, чуть менее, 70% девятиклассников ставят во главу угла получение навыков творчества. Родители уделяют творческому началу своих детей лишь в 30% случаев.
Второй вопрос: Что сделать, чтобы повысить престиж в школе?
Учительская святость
На последний вопрос, по мнению организаторов Ассамблеи, кажется, ответ получен. На заключительной сессии был принят «Кодекс учителя». Пока, правда «за основу», но документ прелюбопытнейший: http://pedsovet.org/images/stories/users/72/codex.pdf. Учителя, согласно кодексу, руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.
Среди постулатов: гуманность; законность; демократичность; справедливость; профессионализм; взаимное уважение.
Далее говорится, что учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников, не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью, не должен терять чувства меры и самообладания; не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
Ну и так далее… Причем, на заключительном заседании этот проект был поддержан фактически без обсуждения.
Оно началось позже. Учитель Юрий Куликов этот документ назвал как «ещё один отвлекающий элемент от реальных дел, от реальной жизни, а призыв к его подписанию - лакмусовая бумажка на моральный или нравственный бюрократизм». Другие сравнивают этот проект с Кодексом строителя коммунизма. Кстати, общее действительное есть (по себе знаю - автор). Семен Вайханский назвал его «заформализовыванием педагогики, которое необходимо ее руководителям. А вот нормальному педагогическому сообществу, которое никак не может организоваться в какую-нибудь мало-мало приемлемую общественную организацию, оно явно ни к чему. Но придется подписываться под эти бредом, чтобы хоть как-то изнутри на него воздействовать». Все эти оценки представлены на форуме сайта педсовет.орг: (http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=6322&st=0).
На самой Ассамблее учитель химии из Белгородской области Павел корреспонденту Когита!ру дал свою оценку: «По кодексу учитель должен стать просто святым! Но уж если принимать такой документ, то надо принять еще отдельно и кодексы родителей и учителей».
Впрочем, были и положительные отзывы. И сам бы я тоже сказал пару (правда, только пару) слов в защиту Кодекса. Если уж создавать гражданское общество и отказываться от госрегулирования в пользу саморегуляции, то такой документ все же нужен, правда, не столь протокольный. Равно, как и Кодекс журналиста, наподобие того, который действует в Финляндии. Но для этого гражданское общество надо взращивать, а не загонять в рамки все более ужесточающегося законодательства. Ведь можно подписать Кодекс учителя по требованию начальников, а можно по собственной воле, как знак ответственности и одновременно доверия перед коллегами. Но до этого сейчас могут дойти далеко не все учителя, да и журналисты…
Но хочется сказать и о еще одном моменте. Николай Никандров, президент Российской академии образования даже сорвал в этом месте бурную овацию. Причем об этом говорили практически все учителя в кулуарах Ассамблеи. Это заработная плата. В каких-то регионах она в среднем 11 тысяч, в других 15, а в сельских школах, порой, 7 тысяч рублей. Только лишь в Москве она доходит до 70 – 80 тысяч. Вот здесь то и кроится часть проблемы. Отсутствие конкуренции и вымывает из школ лучших специалистов, а она может возникнуть лишь тогда, когда зарплата будет достойна, и за нее хотелось бы бороться.
Был момент, когда Николай Никандров сорвал аплодисменты. Он сказал: «А почему ничего в кодексе не рекомендуется СМИ? Журналистов надо использовать для создания положительного образа учителя, а не то, что они делают в сериале «Школа»! Такой отвратительной школы я не видел нигде – ни в России, ни за рубежом!»…
Выполняю наказ: «Задача государства заключается в одном: повышать престиж учительского труда. Это сложная задача, но мы ею занимались, и будем заниматься. В Год учителя пройдут мероприятия, укрепляющие авторитет педагога и, что не менее важно, его социального статуса», – заявил в своем приветствии учителям президент Дмитрий Медведев.