Эмиль Паин. «Культурное разнообразие и толерантность: новое мышление в глобальном мире»
«Я понимаю толерантность не просто как терпимость, а как взаимопроникновение культур, как метафору нового мышления», - говорит Паин. По его словам, в этой сфере в России на сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация: «Ксенофобия в России помолодела», - сообщил политолог, - «В конце 1990-х годов она была свойственна людям старше 60 лет, а молодежь была более толерантной. Это классика, так всегда бывает. Но сегодня молодежь демонстрирует большую нетерпимость». Эта тенденция связана с ключевым для рассуждений о толерантности и культурном многообразии вопросом: почему в условиях глобализации и высокой унификации культурное разнообразие не только не исчезает, но даже возрастает?
Несмотря на глобализацию, одинаковыми мы не станем
Эмиль Паин считает, что для роста культурного многообразия есть три основных причины: «Культурное разнообразие растет в условиях роста социально-экономической поляризации мира, которая приводит к миграции. Этот процесс сглаживает поляризацию, а также решает демографические проблемы».
Другая важная причина - «переход от группового культурного разнообразия к индивидуальному». Индивидуальное многообразие предполагает, что каждый человек сам является «мультикультурным», обладает множественными идентичностями и знаниями о других культурах. В отличие от группового своеобразия, этот вариант дает меньшую почву для напряженности и сложностей интеграции: поскольку индивид располагает свободой выбора и гибкостью сознания.
Третья причина роста многообразия – «конструирование культур». Эта идея восходит к знаменитой книге Э. Хобсбаума «Изобретение традиций» (1983), в которой анализируется процесс создания представлений о древности и исконности того или иного культурного явления. «80 % того, что мир считает тысячелетней английской традицией, было создано всего лишь в Викторианскую эпоху», - напоминает Паин. «Например, килт был изобретен вовсе не в Шотландии, а в Ланкашире, чтобы стать формой британской армии. Благодаря килтам разного цвета можно было различить разные шотландские войска». А позже (в результате работы по «конструированию традиции») возникло общее представление о том, что килт – это исконно шотландский символ.
Подобное конструирование можно проследить и в современности: например, исламский фундаментализм. «На самом деле он является отступлением от канонов ислама, но рядится в форму традиционализма», - комментирует Паин, - «и делают это не старики, как могло бы показаться, а молодежь, которая использует сегодня традиционализм так же, как в 1950-е годы использовала социализм». Отечественные скинхеды прошли тот же путь конструирования: сначала это было заимствование из английской культуры, даже сохранялись англоязычные названия группировок («Blood and Honour» и другие), теперь же они «приобрели национальный налет» - стали называться «Коловрат», «Ратибор» и т.д.
Реконструкция этничности
Таким образом, разнообразие не уменьшается, несмотря на глобализацию. Не исчезают и этнические границы. «О смерти этничности говорят и пишут давно: уже два века ждут. Однако, процесс реанимируется по необычным и странным обстоятельствам», - продолжил эксперт, - «В 1930-е годы был открыт «закон Хансена», который гласит: дети и внуки эмигрантов хотят вспомнить то, что забыли их отцы». Этот закон подтвердил свою актуальность во время споров о беспорядках в арабских кварталах Парижа – ведь наряду с теми, кто приехал во Францию, в них участвовали те, кто там родился и живет. Причиной этого феномена является то, что люди, плохо интегрированные в общество, вспоминают «великую родину», свою духовность, что выполняет функцию компенсации за то, что им что-то не удается в их теперешней жизни.
Между тем, оборотной стороной возрастающего культурного разнообразия является ухудшение возможностей для интеграции: в пример Паин привел Нидерланды, страну, которая до определенного момента служила едва ли не идеалом толерантности, но огромные миграционные потоки привели к тому, что сегодня 20 % населения голосуют за ультрарадикальные партии и изгнание мигрантов. «Как сочетать разнообразие и равные права для всех? Это становится сегодня главным вопросом».
В то же время, Паин уверен, что все культурные особенности и социальные отношения – конструируются, их можно «воспитать» со временем, ни одна культурная черта не является изначально данной народу и свойственной его «природе», неизменной. «Порочное представление о том, что есть неполноценные народы, свойственно даже очень многим нашим либералам», - говорит Паин, - «только применяется оно по отношению к одному народу, к своему собственному. Говорится, что русский народ – народ холопов, рабский и так далее. Но нельзя воспринимать культуру как «натуру», культура – это «выращивание».
Вывод, к которому приходит Эмиль Паин: «Культура тесно связана с политикой. Без решения проблем политического характера не решить культурных проблем. Прийти к толерантности и культурному разнообразию можно только через набор универсальных норм, первой из которых является норма демократии».
--------------
Лекция Э. Паина в ЕУСПб, как и вся программа Дней толерантности (в которую входят так же Старовойтовские чтения, начинающие свою работу в пятницу, 20 ноября), были организованы Фондом Фридриха Науманна (Германия) в сотрудничестве с Библиотекой иностранной литературы.