01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Современный молодежный театр в поисках себя, драматурга и зрителя

Вы здесь: Главная / Новости / Отчеты, репортажи 2009-2012 / Современный молодежный театр в поисках себя, драматурга и зрителя

Современный молодежный театр в поисках себя, драматурга и зрителя

Автор: Татьяна Алмазова — Дата создания: 23.03.2010 — Последние изменение: 24.03.2010 Молодежный центр «МИГ»
Молодежный центр театрального и киноискусства «МИГ» подвел итоги работы первой драматургической лаборатории ON.ДРАМА - 1-12 марта 2010 в Петербурге.

 

Завершила работу первая драматургическая лаборатория ON.ДРАМА. Ее организаторами стали
Молодежный центр театрального и киноискусства «МИГ» при поддержке театра им. Ленсовета, театра фестиваля «Балтийский дом» и Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.


Ранее по данной теме на Когита!ру: Новая драматургия в Лаборатории «ON.ДРАМА»

Почти две недели (1-12 марта) режиссеры, драматурги, актеры, театроведы - молодые и заслуженные, новички и мэтры - общались и работали в режиме on-line: читали, показывали, обсуждали новые пьесы и эскизы спектаклей, вступали в яростные дискуссии, обменивались опытом и замечаниями «на злобу дня», знакомились и находили единомышленников. Уже сейчас можно сказать, что событие не осталось незамеченным и нашло отклик в театральной жизни города, получив самые теплые отзывы от участников и гостей лаборатории.

На первом этапе проекта (территория Лофт Проекта ЭТАЖИ) – читках пьес (всего за четыре дня читок прозвучало тринадцать текстов), в качестве главных гостей и участников были представлены ведущие современные драматурги по четырем территориальным «точкам» развития драматургии:

  московская (М.Угаров, П.Пряжко, М.Курочкин, М.Дурненков);
  киевская (М.Курочкин, Н.Ворожбит, Л.Орлова);
  тольяттинская (В.Леванов, Г.Греков, В.Дурненков);
  петербургская (О.Погодина, Д.Привалов, Ю.Клавдиев).

Основной целью организаторов проекта было  установление контакта, взаимопонимания и практики совместной работы молодых режиссеров и драматургов, в процессе рождения будущего спектакля. 
И, по итогам мероприятия можно сказать, что контакт произошел, диалог начался и показал реальную необходимость, а главное – желание обеих сторон сотрудничать. Можно надеяться, что подобная практика и дальнейшее развитие проекта, в идеале, приведет к той самой сцепке, творческому взаимопроникновению единомышленников, которое способно стать «новой классикой» современного театра.

Гарольд Стрелков (главный режиссер театра им.Ленсовета):  «… Время ломки, метаний и конфликтов 90-х ушло, но оставило глубокий отпечаток недоверия, непонимания и озлобленности (хотя, может, это и громко сказано) на взаимоотношениях драматургов и режиссеров. … Сейчас нам всем главное понять, что лишь в доверительном союзе может получиться нечто по-настоящему гениальное … Кроме того, мы надеемся спровоцировать  молодых и скромных питерских драматургов выйти из состояния творческого уединения, дать шанс показать себя и увидеть свои произведения воплощенными на сцене …»

Михаил Дурненков (драматург): «На сегодняшний день мы все в каком-то смысле «пишем спектакль», а не тексты, с которыми режиссеры могут просто работать, как, наверное, и должно быть.  Это, опять же, вопрос доверия режиссерам, всегда присутствует опасение, что что-то не поймут, поменяют, исказят смысл…Может быть, ситуация поменяется».

На обсуждениях не раз прозвучала мысль, что театр в Петербурге и других городах сегодня отчаянно нуждается в новых современных пьесах и постановках (Москва в этом контексте более «избалованна»), этого требует само время и неудовлетворенный зрительский и профессиональный творческий интерес. Но, вот парадокс, «в большом театре с новой пьесой дружат мало» (театральный критик, эксперт «Золотой маски», арт-директор фестиваля «Новая пьеса» Кристина Матвиенко). В этой ситуации проекты, подобные лаборатории ON.ДРАМА представляют действительную ценность, как реальный и чуть ли не единственный способ для молодых, еще мало известных, драматургов и выпускников театральных вузов применить на практике свой талант и представиться общественности.

Михаил Угаров (драматург, руководитель московского театра.DOC): «В России сейчас перед молодой творческой личностью, будь то режиссер, драматург или актер, стоит определенная, для некоторых почти непреодолимая, менеджерская проблема, по продвижению себя в профессии. Конечно можно и нужно пытаться пробиваться самому, но было бы хорошо, если бы этим занималась еще и некая налаженная институция …С молодыми нужно работать!»

Еще одна важная тема, прозвучавшая на лаборатории – обозначение тематики и тенденций развития новой пьесы, вопросов качества и злободневности, социальной направленности, стилистики современных произведений и возможностей воплощения их в современном театре.

Максим Курочкин (драматург): «Я пишу о том, чего мне лично в театре не хватает, но, колотясь в истерике, требует душа, моя неудовлетворенная творческая потребность как зрителя…»
Павел Пряжко (драматург): «Что касается внутренней режиссуры пьесы… Когда я пишу, то всегда представляю, как это будет выглядеть на сцене. А уж как технически это поставить – это уже проблемы и задачи режиссера...»

Евгения Львова (молодой режиссер): «…Для меня, в определенном смысле, все это ново и интересно. Я вижу как читка произведений уже превращается во Что-то. Мы все здесь, режиссеры, спрашиваем вас: «А как это нужно, как это можно сделать?», и это нормально, спрашивать. Мы никуда не денемся от тех бесчисленных контекстов современности – Интернет, телевидение, масс-медиа, физика и химия, наконец. Драматурги, видимо, действительно реагируют на это быстрее и живее, потому что у них такая задача, такая природа. И если мы будем пытаться по-прежнему держаться в конфликте с ними, держаться за тот старый театр, пытаться вписаться в какие-то рамки, то у нас ничего не получится. Другое дело, что ответа мы сейчас не получим. Мы все сейчас ищем, делаем только попытки найти способы втиснуть эту современность в театр...»

На втором этапе лаборатории (территория театра-фестиваля «Балтийский дом») – показе  эскизов по рассказам А.П.Чехова, зрителям было представлено шесть работ режиссеров-победителей лаборатории ON.ТЕАТР-2009:

  «Чехомпот» М.Нецветаевой,
  «Драма» Е.Максимовой,
  «Разговор человека с…» А.Трусова и В.Люненко,
  «Спать хочется» А.Коваленко,
  «Из записок вспыльчивого человека» Ю.Кострова,
  «Палата №6» Д.Шибаева.

Формат эскиза, как некой оформленной идеи, виденья режиссером будущей постановки, всегда предполагает дальнейшее развитие. А возможность обратной связи, живого диалога со зрителем еще в процессе создания спектакля делает его весьма ценным для молодых режиссеров.

На правах главных гостей и критиков  свое мнение о представленных на лаборатории работах, и о проекте в целом, высказывали преподаватели СПбГАТИ.

Михаил Ильин (режиссер, преподаватель СПб ГАТИ): «…С весны я наблюдаю эту затею (лабораторию ON.ТЕАТР)  и хотя, конечно, присутствовал далеко не на всех показах, уже могу сказать, что меня захватила царящая здесь атмосфера. Все эти молодые ребята, режиссеры и актеры, их невообразимые постановки, вызывают зависть, заражают своей энергией,  энтузиазмом, свежестью виденья, целой грудой сценических идей. И чем дальше, тем все увлекательнее!
...Сегодня я открыл для себя одного замечательного молодого актера, А.Панина, в спектакле «Палата №6» реж. Д.Шибаева. То, как он работал, созданный им образ, - это большая драгоценность, можно сказать - подбор ключа к вопросу о том, как найти эту степень уязвимости, боли за то, что происходит вокруг… Он сумел создать тот самый контакт-отождествление между зрителем и персонажем, который вызывает искренний отклик и внутренний интерес, а это очень ценно, тем более, что пока среди актеров на лаборатории таких прорывов еще мало…
…Конечно, ребятам сложно, многие еще учатся, не все получается, как задумывалось, но все издержки окупаются всеми этими новообразованиями затейников. Ведь надо точно понимать, что сегодня в театре удивить кого-то, открыть своё, -  невероятно сложно. Уже, кажется, все испытано, придумано, все ниши заняты... И сейчас их задача, с которой они вполне успешно справляются, - проникнуть, куда еще не проникли, найти свой язык для контакта со зрителем, свой способ достучаться, и неважно в какой это выражается форме, убедительной для нас или нет. И в этом главная прелесть лаборатории…».

Наталья Скороход (драматург, преподаватель СПб ГАТИ): «Удивительно, что некоторые режиссеры так болезненно реагируют на замечания театроведов. Мы на своем факультете такой жесткой критике подвергаем своих студентов... Ведь самое интересное, по моему мнению,  даже не процесс создания спектакля, а первая встреча со зрителями. Видеть, как то, что происходит на сцене, взаимодействует с ними, цепляет, вызывает разброс мнений. Негативная реакция тоже очень интересна.
...Я видела две работы, представленные на лаборатории, и могу сказать, что, с профессиональной точки зрения, это совершенно разный уровень. Но, чем они похожи... Тенденция сегодняшнего дня, – режиссеры отказываются раскрывать фабулу произведения. Прием не новый, но придает современное звучание. Режиссеры сознательно не придерживаются авторских последовательности событий и распределения реплик, стремясь передать скорее настроение, идею, некий подтекст изначального материала…
..Актеры сегодня фантастически работали, несли свое отношение к материалу… Спасибо за впечатления!»

В обсуждении эскизов спектаклей проявили себя и молодые театроведы (студенты и выпускники СПб ГАТИ): Оксана Кушляева, Надежда Стоева, Никита Деньгин, Анастасия Мордвинова, Ольга Власова и др., участие которых и искренний интерес к происходящему еще раз подтвердили мнение организаторов лаборатории о значимости, важности и необходимости подобных проектов для всех представителей театральной общественности.

Мария Нецветаева (режиссер, выпускница СПбГАТИ):
«Большое спасибо организаторам проекта, а также критикам, которые уделяют нам свое внимание. Мне кажется, что их мастерство, как и наше, в сравнении с прошлой лабораторией, растет, становится действительно интересно слушать…».

Гарольд Стрелков (главный режиссер театра имени Ленсовета, организатор проекта):
«…То место, то пространство, что мы здесь с вами образовали – это, прежде всего, место поиска чего-то нового в театре, каких-то смелых движений, которых не ожидаешь, неких бросков в никуда. Смелое пространство, пространство роста, которое предполагает, что должны быть крылья у людей!
...Мы сегодня не просто обсуждаем эскизы будущих спектаклей, мы рассматриваем перспективы развития, оцениваем результаты уже пройденного пути. Уже сейчас очевидно, что ребята становятся еще смелее, интереснее и профессиональнее, чем уже показали себя на прошлой режиссерской лаборатории ON.ТЕАТР. Вокруг режиссеров формируются целые новые  труппы из людей «близких по крови», чувствующих друг друга, актеры заметно растут, набираются опыта.
…И хочется пожелать им еще большего. Чтобы вы еще больше летали, искали, экспериментировали, не успокаивались! Чтобы тот же, всеми нами любимый и уважаемый А.Чехов, пусть не поймут меня неправильно, еще не раз «перевернулся в гробу» за время этих поисков. Ведь академизм классического театра, к которому многие из вас, рано или поздно все-таки придут, заставит еще всех вас стать «культурными». Академический театр ставит жесткие рамки, он  уже не имеет, по своему статусу, такой свободы в выборе прочтения пьесы, какая есть сейчас у вас...».

Милена Авимская (руководитель Молодежного центра «МИГ», организатор проекта):
«…Хочу поблагодарить всех, кто принял участие в лаборатории. Потрясающие прорывы внутренние у многих случились при встрече с драматургами (подходили ко мне режиссеры и журналисты, актеры и просто зрители), повернулось отношение к современным авторам и их текстам. Такой сносящий поток энергий и движение ума!

Не устаю удивляться нашим режиссерам и актерам: целый год они работают практически бесплатно, собираются, репетируют… Все эти декорации к спектаклям, которые вы видели, ребята сами придумывают, ваяют, тащат из дома… А наши герои – театроведы, которые терпят наши неудачи и радуются нашим победам! Для них это тоже опыт. Мы все – учимся. И мы, наверное, нужны друг другу……Я счастлива, что мы успели прочувствовать это время!»
 
Следующим этапом в программе Молодежного центра «МИГ» станет Вторая Молодежная театральная режиссерская лаборатория «ON.ТЕАТР», которая пройдет в театре им. Ленсовета в июне 2010.


относится к: ,
comments powered by Disqus