Весна и романсы
В апреле в Петербурге состоялся очередной ежегодный гала-концерт «Весна романса». Корреспондент Когита.ру Евгения Литвинова побывала на встрече с авторами и участниками проекта «Весна романса» - 2010 в ИА "Росбалт".
Вот уже 12 лет "Весна романса" является неотъемлемой частью культурной жизни Санкт-Петербурга. Проект, как говорят его создатели, не имеет аналогов и считается одним из самых авторитетных российских фестивалей романса, существует с 1999 года и родился в Петербурге. Эксперты называют его «лабораторий» русского романса. Учредители проекта: Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Фонд поддержки и развития музыки «Петербургский романс». За эти годы 65 конкурсантов стали лауреатами в номинации «Молодые исполнители», 52 участника стали лауреатами номинации «Авторы романса». С 1999 по 2005 год председателем жюри конкурса «Весна романса» был композитор, народный артист СССР Андрей Петров. Сегодня в жюри присутствуют вдовы организаторов проекта, и сам фестиваль стал к тому же проектом памяти об известных музыкантах России.
Галина Ковзель, руководитель проекта:
"Конкурс «Весна романса» - это продолжение старинной традиции. В 1911 году в Петербурге, в Театре «Пассаж»прошел Первый Всероссийский конкурс романса. Сейчас у нас уже есть собственные традиции: 3-й тур конкурса проходит 10 марта в Театре Эстрады им. Аркадия Райкина. Это день рождения выдающегося исполнителя романсов Валерия Агафонова. Финал нашего конкурса и торжественное награждение победителей всегда проходит в БКЗ «Октябрьский». В этот раз заключительный концерт состоится 15 апреля. Мы продолжаем традиции Вяльцевой, Паниной. Мы говорим именно об этом романсе. Это городской романс, а не классический. В 70-х годах именно Валерий Агафонов был собирателем старинных романсов. Он был необычайно популярен тогда. Каждый год 5 сентября ( день смерти артиста) мы проводим вечер памяти Валерия Агафонова в сквере, напротив дома, где он когда-то жил. Это наша традиция. В 1998 году, в год дефолта я пришла впервые к Андрею Павловичу Петрову и предложила сделать фестиваль романса: собрать всех исполнителей романса в БКЗ «Октябрьский». Для того времени эта идея звучала очень дерзко. Исполнители все разбежались: кто за границей, кто в ресторанах поет. Мы с Андреем Павловичем, с Михаилом Аптекманом сделали концерт в октябре 1998 года. Праздник превзошел все ожидания. Успех был грандиозный. После этого концерта многие молодые ребята обратились к нам с вопросом: «Как нам попасть на ваш фестиваль?» Вот тогда появилась идея создать конкурс: для того, чтобы попасть на наш фестиваль, на наш гала-концерт, нужно было пройти профессиональный отбор. Вот так родился конкурс: конкурс молодых исполнителей и авторов романса. В апреле 1999 года Андрей Петров разрезал ленточку в БКЗ «Октябрьский». Ребят пришло много. Начались отборочные туры. Это была настоящая школа романса. Мы давали ребятам консультации и приглашали на следующие отборочные туры. Многие ребята к тому времени не были знакомы с жанром городского романса. Сейчас в Петербурге хорошо знают этот жанр. К нам приходили кассеты, мы сидели и слушали. Тогдашние наши победители – звезды сегодняшней эстрады. Например, Лариса Луста, Зара. Конкурс из года в год стал набирать обороты. В этом году в конкурсе приняли участие более 300 молодых исполнителей и авторов романса. Романс – это исповедь, это универсальный жанр. В нем возможно только личное существование, только откровение души. В 2006 году появилась специальная премия за исполнение романсов Андрея Петрова. В память о замечательном композиторе и нашем друге. Исполнение романсов Андрея Петрова – обязательный этап конкурса. В этом году у нас появилась и специальная премия Михаила Аптекмана за романс-исповедь. Еще у нас есть премия – «Надежда романса». Ее всегда вручает вдова Валерия Агафонова – Татьяна Агафонова".
Владимир Самсонов, председатель жюри, з.а. России, солист Мариинского театра:
"Я занимаюсь преимущественно оперной музыкой. Благодаря Михаилу Аптекману я понял, как надо петь городские романсы, и начал исполнять их. Это огромный пласт русской культуры, к сожалению, недостаточно известный слушателю. Я хотел бы, чтобы благодаря конкурсу, это настоящее искреннее искусство стало более популярно. Я буду прилагать усилия, чтобы рос уровень исполнительского мастерства, но при этом сохранилась открытая душа романса. Эти два полюса должны быть объединены".
Наталья Петрова, член жюри, вдова Андрея Петрова:
"Мне это очень дорого, что после ухода из жизни Андрея Павловича, организаторы решили ввести номинацию: исполнение романса Андрея Петрова. Андрей очень любил, когда его музыку пели драматические актеры. Андрей Мягков слегка фальшивил, но он не хотел менять его на настоящего исполнителя потому, что Мягкову удалось передать естественный внутренний импульс. Гениально исполняла романс Алиса Френдлих в «Служебном романе». Бывали случаи, когда приходилось озвучивать за драматического артиста. В «Жестоком романсе» очаровательная Лариса Гузеева не смогла исполнить романс. Его спела за кадром Валентина Пономарева. Это пошло на пользу романсу. Андрей всегда старался привлекать молодых исполнителей. Он давал возможность петь тем, кто хочет и кто может".
Валентина Балабасова, член жюри, вдова Михаила Аптекмана:
Иногда на вступительных экзаменах в Театральную академию становится страшно от обилия попсы. Я считаю, что то, что в нашем городе есть такой конкурс, это замечательно. Мы сами стали больше понимать год от года. Члены жюри за эти годы – цвет нашей культуры. Огромное счастье, что в конкурсе принимают участие действительно молодые исполнители: 25 лет, 20 лет, 17 лет. Этим юным людям есть что сказать нам. Я им всем благодарна.
Юлия Полянская, лауреат Санкт-Петербургского конкурса молодых исполнителей и авторов «Весна романса»:
"Я участвовала во многих конкурсах. Но часто это был уровень самодеятельности. Этот конкурс отличается петербургским знаком качества. Поэтому сотни молодых исполнителей стремятся сюда попасть, попробовать свои силы, принять участие в конкурсе. Если тебя здесь отметят, значит, у тебя есть шанс, значит, ты чего-то стоишь. Я пришла на конкурс в 2006 году. У меня за плечами был вуз, опыт работы в театре. Тем не менее, не сразу все получалось. После победы в конкурсе у меня выросли крылья. Но еще два года мы продолжали работать с Ниной Петровной и с Галиной Петровной: искали имидж, искали самоощущение на сцене. Для артиста важно найти точку, в которой он выглядит лучше всего. Подобрать правильный репертуар. Человек может, любя музыку, разбрасываться до бесконечности: я это спою и это спою. В результате, не будет ничего. Все растает, как дым. Здесь мы совместно вырабатывали решения, и, спустя два года, у меня уже выросли ноги. Я могу стоять на сцене твердо и делать то, что я хочу. Я знаю, как этого добиться. Вуз не помог, театр только намекнул. Здесь я обрела друзей и единомышленников. Они помогли мне выйти на большую сцену. В результате, мы пришли к сольному концерту".
Молодым исполнителям нужен стимул к творчеству. Романс – прекрасная школа русского вокального искусства. В последнее время границы романса значительно расширились. Романс объединяет артистов разных стилей и направлений.
В гала-концерте в БКЗ "Октябрьский" в апреле 2010 выступили Лариса Луста, Владимир Самсонов, Сергей Рогожин, Михаил Луконин, Галина Ковзель, Юлия Полянская, Катажина Мацкевич, Карина Чепурнова, Евгений Южин, Злата Раздолина, Галина Преображенская, Илона Бродская, Сергей Олейник, Сергей Зыков, Наталья Власова, Ирина Крутова, Анна Смирнова.