100 лет Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины
В 1909 году в Санкт-Петербурге было создано «Общество защиты и сохранения в России памятников истории и старины» с филиалами в Туле, Орле, Казани, Вильно, Ярославле, Смоленске, Ростове (Ярославском) и др. Председателем Общества стал известный историк и археолог Великий князь Николай Михайлович, товарищем председателя – Александр Николаевич Бенуа. У истоков идеи создания общества, стояли виднейшие представители русской культуры и искусства: П.П. Вейнер, Н.К. Рерих, С.К. Маковский, барон Н.Н. Врангель, И.Э. Грабарь, А.В. Щусев, ИЛ. Фомин и др.
В Уставе общества было сказано, что оно имеет целью «препятствовать разрушению, поддерживать и способствовать сохранению в России всех памятников, имеющих художественную или историческую ценность, независимо от эпохи их создания. «Архитектурные постройки, памятники кладбищ, картины, бронза, фарфор, скульптура, гравюры, предметы художественной промышленности - все это, составляющие культурное достояние России, подлежит сохранению и защите». Усилиями членов общества были спасены от разрушения Московские ворота Иркутска, спасена икона Боровиковского в селе Державине Самарского уезда, ассигнована сумма для Псковского археологического общества, для ремонта насыпи Детинца. По ходатайству общества Приморская железная дорога согласилась отремонтировать церковь на Лисьем Носу; был сохранен дом архитектора Адамини на углу Мойки и Марсова поля. Общество добилось освобождения Таврического сада от застройки.
В 1910 году на страницах журнала «Старые годы» было опубликовано объявление, подписанное бароном Н. Н. Врангелем. Там были такие строки « Без содействия общества, без глубокого проникновения в него сознания государственной необходимости беречь и любить свою страну — делу помочь нельзя. Нужно заботливое попечение всей культурной России о художественной и исторической сокровищнице страны, нужно, чтобы в каждом крупном городе соединялись любители для изучения исторических памятников в крае и для сохранения их, нужно, чтобы они чутко следили за их судьбою. Сеть таких союзов, разбросанных по всей стране, может стать могучей силой против вандализма, разрушений, вывоза за границу».
О том, насколько актуальны ли эти слова сегодня, какие общественные организации продолжают благородную деятельность Общества в наши дни; каковы их цели и задачи, возможности; влияет ли их деятельность на формирование общественного мнения, когда решается судьба какого-либо памятника; какими видят члены общественных градозащитных организаций свои взаимоотношения с органами власти; говорили участники пресс-конференции:
- Александр Марголис, сопредседатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК);
- Маргарита Штиглиц, сопредседатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК);
- Сергей Васильев, руководитель Группы Спасения историко-культурных памятников Санкт-Петербурга;
- Юлия Минутина, координатор общественного движения за сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга «Живой Город».
Александр Марголис
«Эта история очень плохо изучена. Нет ни одной специальной работы на эту тему ни в России, ни за границей. В этом году обществу исполнилось 100 лет. Современный взгляд на культурное наследие нашего города сложился именно в те годы. Это случилось в значительной мере благодаря А.Н. Бенуа – товарищу председателя общества (заместителю председателя).
100 лет назад, так же как и в наши дни, каждый день случались какие-то неприятные истории: в центре Санкт-Петербурга сносили старые здания, возводили какие-то новые несообразные сооружения. «Общество» предотвращало эти акты вандализма, а если не удавалось спасти, то члены «Общества» фиксировали уходящую натуру: вели фотосъемку домов, при разборке зданий уносили ценные детали. Эти предметы легли в основу коллекции музея, получившего название «Музей старого Петербурга». Сейчас это музей истории Санкт-Петербурга.
Прежде всего, в «Общество» вошли молодые архитекторы и их наставники. Кроме того, это художники. В течение двух-трех лет они наладили работу по учету памятников Санкт-Петербурга. Затем такие комиссии возникли в Москве и в других исторических городах России. В 1909 году молодые энтузиасты вовлекли в свою работу влиятельных людей. Председателем «Общества защиты и сохранения в России памятников истории и старины» становится Великий Князь Николай Михайлович. Он - единственный из семьи Романовых - крупный ученый, выдающийся историк своего времени.
С самого начала в «Обществе» состояли и очень богатые люди, которых сегодня бы назвали инвесторами. Поэтому «Общество» сразу от слов перешло к делу. Например, им удалось предотвратить строительство огромного здания перед Михайловским замком. Первая идея застройки Марсова поля родилась еще в те времена. Кроме того, общество занималось реальной реставрационной работой в провинции. Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре сохранились благодаря работе «Общества защиты и сохранения в России памятников истории и старины» .Обсуждался и был внесен в Государственную Думу законопроект об охране памятников. В советские годы об «Обществе защиты и сохранения в России памятников истории и старины» вспоминать было нельзя, потому что Николай Михайлович был расстрелян в январе 1919 года, оказались в ГУЛАГе и многие активисты общества: Лансере, например».
Маргарита Штиглиц
«Сегодня у нас есть и опытные профессионалы, и молодые активисты. Нам не хватает материальной поддержки. Я пришла в ВООПИиК еще в советское время. Тогда мы организовывали лектории, которые собирали огромные залы. Сейчас об этом можно только мечтать».
Сергей Васильев
Мы – члены группы «Спасения» - явились наследниками богатейшей традиции, совершенно нами не осознаваемой. В 1986 году, когда образовалась группа «Спасение», было еще самое начало Перестройки. Мы с Алексеем Ковалевым обсуждали, что бы сделать такое, чтобы стало больше жизни вокруг. Реализоваться наши идеи смогли только на фоне начинающегося потепления и только среди людей молодых. Особой заслуги нашей я лично не вижу. «Выйти на площадь» - эта мысль висела в воздухе. Мы не были настроены резко антисоветски, но мы были свободомыслящими людьми. Дальше помог случай. Нам стало известно, что на Владимирской площади дом Дельвига обречен под снос. Надо было что-то делать. Ковалев с домашнего телефона стал обзванивать различные организации, представляясь членом общественной группы. Так родилась группа «Спасение». Мы никогда не были официально зарегистрированы, мы никогда не имели юридического лица. Горком комсомола оказывал нам покровительство, как ни странно.
Юлия Минутина
«Живой город» появился в 2006 году. Нам больше повезло, чем группе «Спасение». Мы гораздо раньше осознали, что мы не одни. «Живой город» рождался стихийно. Назрела потребность сделать что-то. Мы сами не понимали, что именно. Идея строительства Газпром-сити (теперь Охта центра) нас заставила организоваться. Тем более, что все больше позиций сдавал Комитет по охране памятников. Появилось ощущение, что никто в городе не готов взять на себя ответственность за происходящее. Но организовавшись, мы почувствовали поддержку самых разных людей. Я осознаю огромную ответственность перед теми, кто занимался сохранением памятников до нас. Мы должны оказаться не хуже и не слабее. Мы должны держать эту высочайшую планку.
СПб. (1909).Из документов «Общества защиты и сохранения в России памятников истории и старины»Цель: "Препятствовать разрушению, поддерживать и способствовать сохранению в России всех памятников, имеющих художественную или историческую ценность, независимо от эпохи их создания. Архитектурные постройки, памятники кладбищ, картины, бронза, фарфор, скульптура, гравюры, предметы художественной промышленности - все это, составляющие культурное достояние России, подлежит сохранению и защите". Деятельность: Реставрация, охрана, регистрация, фиксация памятников архитектуры. При Обществе - комиссии: 1) по реставрации Батуринского дворца (1909. Предс.: М. Горчаков); 2) по сохранению и реставрации Ферапонтова монастыря (Предс. А.В. Оболенский). Добились от Синода Всероссийского кружечного сбора (1911); 3) по реставрации Ямбургского собора (Предс.: Д.М. Резвой); 4) по регистрации памятников (Предс.: А.В. Адлерберг; Вице-предс.: А.П. Аплаксин). Общество предохранило от разрушения Московские ворота Иркутска, спасло икону Боровиковского в селе Державине Самарского уезда. Ассигновало сумму для Псковского археологического общества, для ремонта насыпи Детинца. Общество устраивало выставки: О.А. Кипренского (1914); Наследие великой княгини Марии Николаевны (1914). С.М. Голицын обратился к обществу с просьбой принять на свое попечение Дубровицкий храм (1912). Общество ставило театральные спектакли. Отделения Общества: в Смоленске (Предс.: М.К. Тенишева), в Туле (Ю.А. Олсуфьев), Казани (А.П. Баратынский), Вильне (Б.П. Добужинский), Ростове-Ярославском (А.А. Титов), Ярославле (И.А. Иваньшин). Председатели: великий князь Николай Михайлович. Тов. предс.: А.Н. Бенуа. Члены общества: Апраксин А.П., гр. Апраксин П.Н., кн. Барятинский, семья Бенуа, гр. Бобринский, кн. Васильчиковы, бар. Врангель Н.Н., кн. Гагарины, П.П. Гнедич, кн. Горчаковы, Грабарь И.Э., Кони А.Ф., Лансере Е.Е., Маковский С.К., Покрышкин П.П., Рерих Н.К., Романов К.К., Сумароков-Эльстон Ф.Ф., Суслов В.В., Сюзор П.Ю., Чичагов К.Д., Щусев А.В. К 1911 г. - 380 членов; 1914 г. - 590. |